Аннотация: Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата. Работа по её воспитанию начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики
Параметры правильного ротового выдоха:
— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
— выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками;
— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;
— не надувать щеки !!!;
— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.
— выдыхать следует, пока не закончится воздух;
Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой — Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».
Примеры упражнений:
1. Упражнение «Ныряльщики»
Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.
Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.
2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»
Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.
Краткое описание
Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.
Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.
3. Игра «Узнай, что это»
Цель: развитие обоняния и глубокого вдоха.
Краткое описание
На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
4. Упражнение «Толстяк»
Цель: Формирование направленной воздушной струи.
Краткое описание
(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
5. Упражнение «Худенький»
Цель: Формирование направленной воздушной струи.
Краткое описание
(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
6. Упражнение «Снежок»
Цель: Формирование направленной воздушной струи.
Краткое описание
(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Материал и фотографии подготовила учитель-логопед Камаева Е.В.