Музыкальная деятельность в жизни дошкольников

                          Музыка сопровождает, влияет и формирует личность всю жизнь. В младенчестве, слушая колыбельную песню, ребенок впитывал красоту мира и любовь матери через звуки ее голоса. Становясь взрослее, ребенок учится танцевать, музицировать, слушает различные музыкальные жанры и стили.

Ребенок, придя в детский сад, знакомится с многообразием форм музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, развитие слуха, голоса, пение, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально дидактические игры, подвижные игры, танцы, хороводы, и т. д. ;

                        Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка. Очень часто логопеды рекомендуют использовать пение при лечение заикания или других артикуляционных проблем, что способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильное положение поющего (расправленная грудная клетка, стоящие рядом ноги, опущенные руки) регулирует и углубляет дыхание ребенка.

                         

Музыкально – ритмические движения, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Динамика и темп музыкального произведения требуют изменения скорости в движениях, степени напряжения, амплитуды, направления.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

                           

Слушание музыки, на первый взгляд очень простой раздел, при ближайшем рассмотрении, является также очень важной формой музыкально воспитания дошкольника. 

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно — сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

Самостоятельная музыкальная деятельностей детей – еще один важный момент в развитии музыкальности ребенка. Взрослый может предложить малышу прослушать, сыграть, спеть полюбившееся музыкальное произведение, обсудив, почему именно оно запомнилось ребенку. Можно предложить юному слушателю нарисовать сюжет музыкального произведения, тем самым расширить палитру чувств.

В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт»«музыкальное занятие»«цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.

Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.).

Таким образом, любое музыкальное общение с ребёнком следует строить на совместной деятельности, партнёрстве, всячески поощряя его инициативу. Организованная взрослыми музыкальная деятельность  дошкольника, обогащает их повседневную жизнь новыми впечатлениями, формирует познавательную и творческую активность, стимулирует развитие самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно.

Материал подготовила Тюрина Л.В.

Вам также может понравиться