С наступлением теплых беззаботных деньков детям нравится проводить свободное время на улице. Прогулки, сопровождаемые увлекательными играми – это всё, что нужно для здоровья, отличного настроения и в том числе для развития речи детей. Существует много игр, в которые можно играть с ребенком на прогулке.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы и пр.
Я заметил»
Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите – какие они. «Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она серая и пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Этот шумный мир»
Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или шум листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум моторов, музыка из открытых окон, чей-то смех. Придумайте вместе с ребенком слова, с помощью которых можно описать звуки.
Как назвать звуки, которые издает сирена, банки, падающие в мусорный бак и мяч на спортивной площадке?
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает), человек идет, а автобус…(едет), человек идет медленно, а машина едет… (быстро), дом высокий, а киоск …(низкий) и т. д.
«Кто первый увидит»
Выберите какой-либо объект – красный автомобиль, газетный киоск, человека с зеленым шарфом или окно с цветами – и посмотрите, кто первым его заметит.
Для развития слоговой структуры можно использовать игры:
«Капли дождя» — ребёнок слушает ритмические удары в ладони и повторяет предложенный ритм.
«Сколько шагов?»
Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей.
Ма-ши-на – 3 части, фо-нарь – 2 части, дом – 1 часть, све-то-фо-ры – 4 части.
Кто из вас назовет самое длинное слово? А как короткое слово «превратить» в длинное? (дом – домик)
«Волшебные очки»
Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотрите, какого цвета все стало. Ребенок может называть один или с Вами по очереди: красные сапоги, красный нос, красное дерево…
«Посчитай»
Предложите ребенку посчитать увиденные предметы. «Посчитай, сколько магазинов около нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».
«Нужный звук»
Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».
«Этажи»
Посчитайте с ребенком этажи в домах. В этом доме один этаж, значит дом….(одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом…(девятиэтажный). Девять этажей – это много и мало? Если этажей много, значит дом…(многоэтажный).
«Весёлый счет».
При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Рыба, птица, зверь».
На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый — незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
«Задом наперед».
Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
Для развития дыхания, голоса, интонационной выразительности речи можно использовать игры: «Громко-тихо», «Подуй на листик», «Мыльные пузыри», «Вдыхаем аромат природы», «Погрей ладошки», «Понюхай цветок». Следите за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч и спокойно выдыхал через рот. Ребенок получает не только массу положительных эмоций, но и развивает длительность выдоха.
«Угадай предмет»
Ребёнок по части или контурному изображению, угадывает, что нарисовано на песке или на асфальте. Игра развивает внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
«Звуковая цепочка».
Первое слово говорит взрослый и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.
В игре «Лишнее слово» (ком-ком-кот-ком) – ребенок из 4 слов выбирает лишнее.
«Скажи наоборот» учит подбирать антонимы. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
«Мяч бросай и животных называй» Эта игра активизирует словарь детей.
Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.
Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.) Игровая ситуация «Скажи какой, какая, какое?» — активизирует словарь признаков. Игра «Что бывает?» (мягкое, круглое…) активизирует предметный словарь.
Игра «Мяч бросай – слова одним словом называй» — учит детей обобщать предметы одной лексической группы. Взрослый называет 4 слова одной лексической группы, ребёнок обобщает. Например, абрикос, апельсин, груша, яблоко – фрукты.
В игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
Информацию подготовила: учитель-логопед Ганасюк О.В.