Рекомендации для родителей от учителя-логопеда на осенний период.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:
— Какое сейчас время года?
— Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
Поиграйте вместе с ребенком в игры на тему «Осень».
1. Игра с мячом «Назови дерево».
Взрослый бросает мяч ребенку, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его родителю, произносит название деревьев.
Например: Ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, рябина, береза.
2. Игра «Один-много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном числе.Например: Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
3. Упражнение «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке
В лужице – смотри, смотри! Он пускает пузыри
Стали мокрыми кусты
Стали мокрыми цветы
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей!
Прыжки на одной ноге по кругу
Дети стоят лицом вниз
Приседаем
Руки вверх, потряхиваем кистями.
Наклон, руки к полу.
Встали, руки вдоль тела,
Потряхивания кистями.
4. «Отгадай загадки».
Кто всю ночь по крышам бьет
Да постукивает,
И бормочет и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Летом вырастают,
Осенью опадают. (Листья)
5. «Назови листья».
У клена — кленовые,
у березы —
у ивы —
у тополя —
у рябины —
у дуба —
у липы —
6. «Угадай по признаку или действию».
Льет, моросит, крапает —
Краснеют, желтеют, опадают —
Дубовые, кленовые, липовые —
Сильный, пронизывающий, холодный —
Дуб, липа, ива, береза — это
Сентябрь, октябрь, ноябрь — это
На прогулке понаблюдайте с ребёнком за осенними изменениями в природе.
Обсудите с ребенком: названия осенних месяцев; основные приметы осени; что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»; что делают осенью животные и птицы; чем занимаются люди; какие подарки людям принесла осень; почему об осени говорят «золотая».
Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени:
В золотистом сентябре
Мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём:
Листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил,
Первый снег на землю бросил.
(Б. Эльшанский)
Гуляя с ребенком в лесу или в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы. Например: Какое сегодня небо? Небо чистое и голубое. А каким чаще бывает небо поздней осенью? Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. Какие листья ты видишь на деревьях? Листья красные, желтые, оранжевые. А какими бывают деревья поздней осенью? Поздней осенью деревья голые. Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. Что произойдет с травой поздней осенью? Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. Что происходит с насекомыми поздней осенью? Поздней осенью насекомые исчезают. Посмотри на небо. Кого ты видишь? Перелетные птицы летят в теплые края.
Материал подготовила: учитель-логопед Ракульцева Л.Э.