Если малыш не отпускает маму от себя

Особенности взаимодействия мамы и ребёнка в период адаптации к детскому саду

Мы играем только вместе. В первое время, когда ребёнок ещё настороженно относится к новой для него обстановке, мама является его «проводником и защитником». Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребёнок — одно целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности именно мама сопровождает ребёнка, следуя его интересам, она знакомит его с играми и игрушками.

На данном этапе мама пытается понять возникающие потребности ребёнка, сопровождает его, одевает и раздевает и т.д.

Я играю сам, но ты будь рядом. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая окружающая обстановка не несёт для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отрываться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет её взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Мама всё ещё является защитой и поддержкой ребёнка. Такие эпизоды — лишь первые пробы малыша своей независимости. Здесь важно научить маму, отпуская ребёнка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы.

Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш всё дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.

Иди, я немножко поиграю один. Рано или поздно настаёт момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельности в играх. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке в группе. У него появились любимые игрушки и уголки, он запомнил и выполняет простейшие правила.

Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребёнка в приёмной. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребёнка о том, что она ненадолго отлучится. И действительно ненадолго отлучается, если ребёнок согласен на это.

Важно обратить внимание на возвращение мамы. При этом следует обратить внимание ребёнка, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличивать.

Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя.                          

На этом этапе, собираясь в детский сад, ребёнок уже знает, что он будет находиться в группе один и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, при необходимости обращается за помощью к нему или к маме другого ребёнка.

Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребёнка. Для её укрепления необходимо достаточно продолжительное время. Здесь важна стабильность в работе группы. Она заключается в том, что с детьми всегда встречается знакомый педагог, последовательность видов деятельности остаётся неизменной. Если в работе группы происходят какие-то события (смена воспитателя и др.), ребёнка к этому необходимо подготовить. Малышу нужно объяснить, что произошло, и даже побыть с ним некоторое время, пока он не почувствует себя хорошо.

Ещё несколько обязательных условий. Для того чтобы успешно сформировать психологическую автономность, важно, чтобы ребёнок был расположен к педагогу, чтобы время пребывания в детском саду было структурировано, предсказуемо, содержательно насыщенно, чтобы в группе было много интересных игр и игрушек.

Материал подготовила педагог — психолог Каленова А.А.

Вам также может понравиться