(игры и упражнения, которые, не требуя большой подготовки, помогут вам подготовить ребенка к школе)
Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития.
Д. В. Менджерицкая.
Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук
Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Ход игры. Педагог: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.
А — У — О — У — А — А — О — У
Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой
Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Ход игры Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».
А – Э – У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э
Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Ход игры Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный:
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч.
Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
ФОТО 5
Поющие мячики
По мячу сперва стучу, а потом его качу.
Цель: Закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.
Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А-а-а-а-а.
Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.
ФОТО 3
Тихо — громко
Мы катались по горам,
Пели тут и пели там.
Цель: Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации педагога. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется.
В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
Мяч передавай — слово называй
Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см).
Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Звуковая цепочка
Свяжем мы из слов цепочку.
Мяч не даст поставить точку.
Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.
Например: весна — автобус — слон — нос — сова…
Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова
Вариант 1.
Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Педагог говорит детям:
— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни.
Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2.
Цель: Дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Педагог бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.
Например: Ша- шары
са- санки
шо- шорох
со- сорока
шу- шуба
су- сумка
Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!
Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Бросая мяч детям, педагог произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют:
Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.
Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.
Логопед: Дети:
релтака тарелка
щепера пещера
накомта комната
супода посуда
тривина витрина
локодец колодец
Мяч поймай — слово составляй
Цель: Составление трех звуковых слов и их анализ.
Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры Педагог бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:
М — А — К
Д — О — М
К — О — Т
Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй
Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Последовательность. Трех звуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.
Четырех звуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.
Четырех звуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
Стоит включить мышление, воображение и совсем простые игры с мячом, становятся полезными, увлекательными пособиями, а совместная деятельность родителя и ребёнка принесёт не только удовольствие, но и пользу.
Материал подготовила учитель — логопед Камаева Е.В.