Игры с детьми с РАС

Дети с расстройствами аутистического спектра играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все-таки, зная, во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры.

Имитация: 

  • бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как я
  • подражание стуку, ритмичное стучание по столу или кастрюле ложкой
  • поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться
  • нажми, бей, отрывай, складывай, пинай, доставай…
  • звукоподражание взрослому: любой звук, ш-ш-ш-ш, звук индейцев ладошка по рту и т.д.
  • имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы и т.д..
  • хлопать в ладоши, полетели-полетели, сорока-белобока…
  • руки вверх, вниз, в стороны, руки в боки, плавание и марширование
  • воздушный поцелуй, пока-пока, приветствие
  • рисовать подражая например линию, кривую, волну
  • показать носик, ушки, глазки у куклы или мишки
  • игра в куклы по образцу, две пары кукол и одеяла, уложить бай, накормить
  • имитация с пластилином, скатать колбаску по примеру, блинчик, чередовать, втыкать соломинки, спички по примеру
  • открыть рот, высунуть язык, вытянуть губы, постучать зубами и т.д., тренируется перед зеркалом
  • улыбка, мотание головой нет-нет, кивнуть -да, указательный жест
  • имитация с игрушками: покатать машинку, постучать мячом, подкинуть шарик и т.д.
  • поздороваться за руку, показать сколько годиков, вверх большой палец, разжать и сжать кулаки
  • закрыть лицо руками, прыгать, поднимать одну руку или ногу, скрещивать руки и ноги…
  • с предметами и игрушками: положи в ведро, позвени, по тряси, бей в барабан, толкай машинку, помаши флажком,  стукни ложкой или молотком, собери, сложи…
  • с бытовыми вещами: надень шляпу, поднеси трубку к уху, пей из чашки, подуй, расчеши волосы, почистить зубы, вытри рот, отряхни ручки…

Понимание, восприятие:

  • реагировать на имя, откликаться на зов
  • выполнять простые инструкции и просьбы
  • указательный жест на желаемый предмет
  • подойти по речевому зову, тренируется с помощником
  • садись, стой, иди по команде
  • соотношение предметов, дай аналогичный предмет, где пара?
  • дай, положи, возьми, сложи по просьбе
  • реагировать на вопрос  где? (Предмет, носик, мама и т.д.)
  • различать имена близких
  • узнавать по фото членов семьи и себя
  • приносить и давать предметы по просьбе: машинка, ботинок, мячик, кукла, чашка и т.д.
  • осознания себя, своего тела рисование контура ребенка, ручек, лица, ножек
  • узнавание себя в зеркале

Моторика мелкая и крупная:

  • ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к маме или стене
  • кегли из предметов быта-разбивать мячом
  • игра  в футбол, баскетбол, гольф, хоккей и т.д.
  • спускание и поднимание по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки, качалки
  • игры с водой, льдом, под краном, в тазике, с емкостями, переливание в разные чаши, вливание, смешивание, купание
  • складывать бусин, мелких предметов, камушков, пуговок, бобов в маленькие коробочки, бутылочки, яичный домик
  • кидание предметов в коробку или банку, складывание в чеплашки или мешочек, копилки
  • рисование пальцами, кисточкой, карандашами, маркером, разукрашивавшие  и т.д.
  • клеить наклейки в контуры и просто так, различные книжки с наклейками
  • рисование пальцами и ладошками
  • красиво оформленный сундучок или коробка, мешочек, которые содержат различные мелкие предметы.
  • рисовать на своем теле, это помогает лучше узнать себя
  • игры с конструктором, мозаиками, магнитами на холодильник, магнитной азбукой и т.д.
  • пластилин, желе, тесто: трогать, мять, рвать, резать «ножичком», катать колбаски, шарики, высаживать мелкие предметы или крупу, размазывать и придавливать шаблонами…
  • пересыпание круп, игры с ватой, бусинами, пуговицами
  • прищепки на коробку или банку надевать и снимать
  • закручивать и откручивать крышки, болтики и винтики
  • нажимать кнопки, открывать двери, выключатели, ключик в замочек и т.д.
  • нанизывать на шнурок пуговицы или бусины,  петельки, крючки, липучки.
  • складывать бумагу пополам, резать ножницами…
    игры с «живым» кинеститическим песком, очень приятный и любимы аутистами материал (ищите в интернете)

Познание мира:

  • простая сортировка из двух или трех предметов (пуговицы, бусины, столовые приборы, обувь, цвета и т.д.)
  • соотношение предметов и картинки
  • раскладывать картинки или предметы по классам (например одежда, животные, предметы быта)
  • читать отдельные слова, находить пару слово-предмет, слово-слово, выкладывать буквы по контурам
  • класть кубики, лего, предметы на отмеченное место, контур (обрисовать любые предметы)
  • находить не идентичные пары предметов (ботинки но разные, ложки но из разных материалов)
  • чья мама, чей хвостик, лишний предмет из нескольких и т.д.
  • сортёры, пазлы, вкладыши, головоломки
  • строить кубики по образцу, линии, мостики, башни
  • соотношение фигур по величине, матрешка, стаканчики, коробочки…
  • игры в лото, домино, положить на соответствующую картинку
  • распознавать звуки, в разные коробочки насыпать разное содержимое и погреметь
  • узнать музыкальный инструмент, повторить разное количество стуков, например ложкой по столу
  • соотношения по размерам от большего к меньшему или наоборот, с образцом и без

Социальные отношения, общение

  • Физический контакт, сделайте его приятным постепенно, щекотушки, подкидывания, возня, ку-ку, догонялки, самолет полетели-полетели или наездник на лошадке.
  • Целовашки, научите вашего ребенка целоваться, обниматься, хвалите, пусть целует и папу и маму по просьбе, бежит в объятия.
  • Помогать маме, например выбрасывать мусор, вещать белье, поливать цветы. Хвалите за помощь!
  • Игра в прятки, выберите три места в комнате, нужен помощник, который спрячется вместе с ребенком, ищете малыша, активно радуйтесь, обнимайте, хвалите ребенка, потом сами спрячьтесь в тех же местах и пусть ребенок найдет вас вместе с папой.
  • Совместная игра в машинку, куклу спать и кормить, по очереди строить башню, пинать мяч, катать с гладильной доски мишку и т.д.
  • Перетягивание веревки или полотенца кто сильнее.
  • Брызгаться водой, купаться в бассейне, море вместе с ребенком.
  • Давать и брать предметы, хвалите если ваш ребенок что то вам принес по просьбе или по своей инициативе, давайте ему что то положить, взаимодействуйте.
  • Провоцируйте просьбы и контакт, прячьте нужные детали от пазлов, часть вагонов поезда, ставьте высоко, но на видное место то, что интересно ребенку. Тогда он будет обращается за помощью чаще.
  • Обучите ребенка показывать где у него болит, засуньте под футболку или привяжите к ножке игрушку. Как только ребенок заметит предмет, спросите «Что то мешает? Где бо-бо? Мама поможет! » И устраните неудобство. Делайте это упражнение до тех пора пока ребенок не поймет, что надо обратится за помощью к маме.

Вам также может понравиться