Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической, физической и речевой подготовке своего малыша. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.
Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий, и могут происходить, например, на прогулке:
1. Сосчитай, сколько слов в предложениях.
- «Мама моет посуду».
- «Петя пьет вкусный сок».
- «Папа едет на работу».
Назови первое и последнее слово в предложении.
2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе».
4. Придумай предложение с первым словом «веселый» (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу.
Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
6. Доскажи слог, чтобы получилось слово.
Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
7. Сосчитай сколько слогов в словах.
Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
8. Назови первый звук в словах.
(Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
9. Назови последний звук в словах.
10. «Угадай слово».
Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] — [л] –[о] –[ н].
11. «Где спрятался звук?».
Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
Информацию подготовила:
учитель-логопед Ракульцева Л.Э.