Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста через использование балансировочной доски Бильгоу.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой речи.
Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Одним из современных приемов коррекции речевых, интеллектуальных и психических нарушений является метод мозжечковой стимуляции, который представляет собой комплекс упражнений на специальном тренажере – балансировочной доске Бильгоу.
Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки аустной, письменной речи, проблемы с учебой.
Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов. После 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
ИГРЫ по системе Четверушкиной с использованием балансир
Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ». слова слоговой структуры 1-го типа
Логопед произносит первый слог, перекладывая мешочек из одной руки в другую. Ребенок, стоя на балансире, говорит второй слог и перекладывает мешочек, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Но нота ба баня
Ва вата ня няня
Да дата ды дыня
Ха ТА хата То НЯ Тоня
Мя мята А Аня
Би бита Ва Ваня
Фа фата Та Таня
Ка Катя и иди
Пе ТЯ Петя бу ДИ буди
Ви Витя ве веди
Ми Митя хо ходи
Упражнение «НАЙДИ И НАЗОВИ». Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их». Ребенок, стоя на балансире, отвечает перебрасывая мешочек.
А) с окончанием -И б) с окончанием -Ы
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
муха мухи дуб дубы
нога ноги кот коты
дыня дыни нота ноты
конь кони кит киты
мак маки ива ивы
тень тени липа липы
ель ели хата хаты
дуга дуги
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ». Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: а) «моя», б) «мои», в) «мое».
Ребенок, стоя на балансире, перекладывает мешочек за спиной:
моя ива мои ноги мое ухо
моя дыня мои губы мое мыло
моя муха мои духи мое лото
моя вата мои дети
мои люди
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
Ребенок, стоя на балансировочной доске, поднимает руки вверх, отвечая на вопрос.
Логопед: Ребенок:
Мама дала Кате дыню.
Кто дал дыню? Мама.
Что сделала мама? Дала.
Что дала мама? Дыню.
Кому мама дала дыню? Кате.
На ноге у коня муха.
Кто на ноге у коня. Муха.
У кого на ноге муха? У коня.
Где муха? На ноге.
Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ».
Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его. Ребенок стоит на балансире и при ответе разводит руки в стороны.
Логопед: Ребенок:
Ягоды: дыня, малина, мак малина
Мебель: дом, комната, диваны диваны
Овощи: томаты, липа, мука томаты
Фрукты: какао, лилии, лимоны лимоны
Цветы: липа, пионы, малина пионы
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ». слова слоговой структуры 2-го типа,
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением. Ребенок, стоя на доске, перекладывает мячик из руки в руку.
Логопед: Ребенок:
острая лопата тупая лопата
домашние гуси дикие гуси
гладкая бумага мятая бумага
громкая музыка тихая музыка
старая панама новая панама
до дома близко до дома далеко
иду направо иду налево
Упражнение «ДОГОВОРИ СЛОВО». (3-ий тип слоговой структуры).
Логопед произносит начало слова, ребенок, стоя на балансире заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью и подкидывает мяч правой рукой.
Логопед: Ребенок:
До дом
Да дам
Ды дым
Ко М ком
Га гам
Та там
То том
Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».
Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе и подкидывает мяч левой рукой.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Коты – кот века – век
Киты – кит дома — дом
Быки – бык меха — мех
Дубы – дуб тени — тень
Кони – конь дни — день
Бои – бой пни — пень
Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ».
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где пять таких предметов и назовешь их».
Ребенок, стоя на балансире, перекидывает мячик из одной руки в другую.
Логопед: Ребенок:
Муха — пять мух
Липа – пять лип
Дыня – пять дынь
Нота – пять нот
Хата – пять хат
Пуля — пять пуль
Ива – пять ив
Лето – пять лет
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?» ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (4-ый тип слоговой структуры).
Ребенок, приседает на балансире и произносит начало слова. Логопед говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
КА мень камень
мин камин
ток каток
бан кабан
нат канат
фель кафель
БУ кет букет
тон бутон
фет буфет
бен бубен
БА лет балет
тон батон
нан банан
БИ лет билет
вень бивень
ЛИ вень ливень
мон лимон ФОТО 6
Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ».
Логопед говорит ребенку: «Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов». Ребенок, стоя на балансире, перекладывает мяч за спиной.
а) с окончанием «ОВ» б) с окончанием « ОК» в) с нулевым окончанием
1 дом – 9 домов 1 ветка – 9 веток 1 минута – 9 минут
1 кот – 9 котов 1 нитка – 9 ниток 1 монета – 9 монет
1 кит – 9 китов 1 банка – 9 банок 1 утенок – 9 утят
1 бык — 9 быков 1 кепка – 9 кепок 1 котенок – 9 котят
1 бак – 9 баков 1 дудка – 9 дудок 1 теленок – 9 телят
1 мак – 9 маков 1 губка – 9 губок 1 ягода — 9 ягод
1 дуб – 9 дубов 1 будка – 9 дубок 1 вафля – 9 вафель
1 духи – 9 духов 1 утка — 9 уток 1 капля – 9 капель
УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЛАСКОВО». ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
(5-ый тип слоговой структуры).
Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Баня – банька Хата – хатка | Дыня – дынька Дети – детки |
Нота – нотка | Липа – липка |
Пена – пенка | Вата – ватка |
Пуля – пулька | Губы – губки |
Яма – ямка | Сани – санки* |
Мозжечковая стимуляция и занятия на балансировочной доске — это современный метод коррекции различных нарушений в речевом развитии. Мозжечковая «гимнастика» увлекает ребенка, помогает освоить сложные задания.
Материал подготовила учитель — логопед Камаева Е.В.