Музыкальные игры — эксперименты

Звук живёт в любом предмете,

Сколько их – посмотри,

Звук – шутник,
          Играя с нами,
          Любит прятаться внутри

Дети, приходя в мир, задают миллион разных вопросов, пытаются понять отчего и почему что-то происходит. Один из способов познания — эксперимент. Помочь малышу исследовать мир на слух могут музыкальные игры. Попробуйте поэкспериментировать дома с подручными предметами и материалами. Вашему ребенку должно понравиться!

МУЗЫКА НА КУХНЕ

Один из вариантов тембровой игры можно провести на кухне. У каждого в доме есть множество кухонной посуды, изготовленной из разных материалов: металла, пластмассы, дерева, фаянса, картона, стекла и т.д. Расположите на столе, например, кружку, кастрюлю, чашку, стакан вверх дном и попробуйте поиграть на них карандашом или молоточком от металлофона сначала по дну, затем по боку сосуда. Попробуйте охарактеризовать с ребенком услышанный звук (звонкий, глухой, похож на колокольчик, на цокот копыт и т.п.) Затем переверните посуду и поставьте ее на дно, повторите эксперимент. Попробуйте выяснить у малыша, изменился ли звук, какой из предметов более мелодичный?

Если ребенок заинтересовался, можно продолжить эксперимент со стаканами с водой (желательно с не с лишком толстыми стенками). Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух.

Задача играющих в этом случае значительно усложняется. Теперь они уже должны запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа – высокие. Главное – игра получается интересная и развивает слух, память ребенка.

КАК ЗВУЧИТ ДЕРЕВО?

Обратите внимание ребенка на то, что музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, могут трещать и стучать. Коробочка, дрова звучат негромко, а колотушки, хлопушки могут стучать очень громко.

Предложите детям поэкспериментировать, поиграв на деревянных инструментах и предметах, которые есть вокруг (ложка, стул, стул, пол, шкаф, полка и т.д.), таким образом, вы сумеете на практике опробовать и охарактеризовать свойства звучания деревянных музыкальных инструментов и предметов. Можно сыграть на знакомую песенку на деревянных предметах, перемещаясь от одного к другому.

ПУГОВКИ – МУЗЫКАНТЫ  

Почти у каждой хозяйки дома есть шкатулка или коробочка с пуговицами, бусинами, нитками и другими нужными вещами. А что, если провести эксперимент с красивыми кругляшками? Предложите ребенку нанизать на прочную нитку или леску несколько маленьких пуговиц, а на другую несколько больших, крепко завяжите, чтобы получился замкнутый круг. Если имеются несколько металлических или деревянных, создайте из них отдельный «браслетик». А теперь самое интересное: берем в руки и легонько встряхиваем каждую связку пуговиц по очереди, получается практически шумовой оркестр. Можно придумать маленькую сказку о жизни пуговиц и коробочки с нитками, сопровождая ее игрой на имеющихся предметах. Малыши, обычно, остаются довольны таким времяпрепровождением. 

БУМАЖНАЯ ДУДОЧКА

Давайте проведём исследование с обычным белым бумажным листом.  Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, но его почти не слышно. Скажите в узкую трубочку слово, пропойте свое имя. Результат тот же?

А теперь попробуем один край трубочки сделать узким (около рта), а другой конец расширить (получится импровизированный рупор). Попробуем в него подуть, сказать, затем спеть. Звук стал громче?

А теперь поиграем в игру «Громко-тихо». Один или несколько игроков что-то спрашивают через узкую трубочку, а другой (другие) – отвечают в рупор. Затем можно поменяться ролями.

Вслушайся – весь мир поет:

Шорох, свист и щебет…

Музыка во всем живет –

Мир её волшебен!

Желаем вам получить удовольствие от проведенных экспериментов!

                                                             Материал  подготовила музыкальный руководитель

Тюрина Лариса Викторовна

Вам также может понравиться