Нам дороги эти позабыть нельзя…

Период Великой Отечественной войны — глубокая рана в истории нашей страны. 22 июня 1941 года – дата, которую невозможно забыть. В этот день 80 лет назад началась Великая Отечественная война.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Песня стала духовным оружием фронта и тыла. Она звала в бой, воодушевляла памятью о мирных днях и вселяла в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

Многие из песен военных лет имеют славные биографии.Давайте перелистаем страницы истории!

«Враги сожгли родную хату»

Другое название этой песни, написанной композитором Михаилом Блантером на стихи Михаила Исаковского, – «Прасковья». За строчку «Слеза несбывшихся надежд» песня сразу была запрещена.

Впервые она прозвучала только в 1960 году. Стихи к тому времени были опубликованы, а запрещена была именно песня. Известный певец Марк Бернес на свой страх и риск исполнил эту песню во втором отделении концерта, проходившего в Центральном парке культуры и отдыха в Москве.

Позже на запрет внимание уже не обращали. Песню исполнили в фильме «Зеркало для героя», снятого режиссером Владимиром Хотиненко в 1987 году, в нем рассказывается о том, как два героя из перестроечного времени попадают в сталинский 1949 год. В фильме эту песню поет инженер Андрей, а слепой гармонист Сашка в слезах говорит: «Я знал, что такая песня должна быть… «Слеза несбывшихся надежд» – это же про меня».

https://tetamix.org/track_online/voyennyye-pesni-svyashchennaya-voyna

«Священная война»

Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом Василием Иванович Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой «Вставай, страна огромная!» были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда», и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

Ежедневно звучащее по радио стихотворение с таким ярким и востребованным содержанием привлекло внимание ряда композиторов, и спустя 3 дня, 27 июня была подписана в печать и вскоре явилась на свет 10-тысячным тиражом небольшая книжка с песней на эти стихи. Музыка к «Священной войне» была написана композитором М. Блантером. А ещё через 3 дня увидел свет ещё один вариант песни, на этот раз на музыку руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессора Александра Васильевича Александрова тиражом в 5 тысяч экземпляров, и именно этот вариант стал музыкальным гимном Великой Отечественной войны, символом того сурового, героического и незабываемого времени.

Однако массовое распространение песни «Священная война» началось лишь после 15 октября 1941 года, когда во всю набирала силу Московская битва. «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

Эта песня даже была названа «бессмертной» Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым, который обычно был чрезвычайно скуп на похвалы.

В послевоенное время ни одни зарубежные гастроли Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова не обходились без её исполнения.

https://tetamix.org/track_online/voyennyye-pesni-svyashchennaya-voyna

Заветный камень

Зачастую песни шли по следам горячих событий. Их темы черпались из сообщений печати, подсказывались участниками и очевидцами боевых эпизодов.

Лето 1943 года. Проходя по одной из московских улиц, композитор Борис Мокроусов, остановился у витрины, где была вывешена газета «Красный флот». Его внимание привлек броский заголовок: «Севастопольский камень».

С Севастополем композитора связывали особые нити. В первые же дни войны он был направлен сюда в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь подружился с моряками, будущими участниками обороны морской крепости, полюбил Черное море. Еще тогда Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморцах, но военная судьба разъединила их, и замысел осуществить не удалось… И вот спустя два года газетный заголовок вновь вернул композитора к его мечте. О чем рассказывалось в заметке?

«Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из вражеских снарядов ударил в набережную близ памятника «Погибшим кораблям» и отбил от гранитного парапета небольшой осколок.

Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев бился против десяти, против ста! Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место, впаять его в набережную…

Моряку не суждено было это сделать – его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям:

— Камень должен вернуться в Севастополь!

Товарищ, принявший драгоценную реликвию погиб в засаде, успев передать севастопольский камень своему напарнику. От него камень попал к связисту, затем побывал у танкистов, артиллеристов, летчиков. И у кого бы ни был кусок этого севастопольского гранита, он всегда находился в крепких, надежных руках воинов, поклявшихся выполнить завет неизвестного матроса – вернуть камень на родную землю…»

Легенда о севастопольском камне, рассказанная в газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на Бориса Мокроусова. Он сразу же принялся за работу.

Так родилась мелодия песни, которой было суждено стать одной из лучших песен Великой Отечественной войны. Именно мелодия, ибо слов еще не было – случай сравнительно редкий в композиторской практике. Когда же музыка была готова, текст написал Александр Жаров.

Песня была напечатана в газете «Красная звезда», затем прозвучала по радио. Наиболее популярной эта песня стала в исполнении Леонида Утесова. По мнению народного артиста СССР песня «Заветный камень» — рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о любви к Родине.

Лирические песни

Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.

«Темная ночь»

Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны «Тёмная ночь» была написана для фильма «Два бойца» поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году. Идея написания проникновенной лирической композиции для своего фильма посетила режиссёра Леонида Лукова, который, не откладывая дело в долгий ящик, призвал на помощь Богословского…

Фильм снимался в Ташкенте, в который была эвакуирована Киевская киностудия. Как вспоминает композитор, однажды его на ночь глядя посетил Луков, который посетовал, что сцена в землянке «без песни никак» и попросил помочь с музыкой. У Богословского получилось «угодить» режиссёру с первой попытки. Затем оба буквально растормошили Агатова, который тут же, то ли спросонья, то ли от неожиданности написал на листке тетради нужные слова.

В эту ночь поспать не довелось и Марку Бернесу, которого возбуждённая троица вытащила из постели. Последней «жертвой» той ночи стал гитарист, которому творческий порыв «квартета» также не позволил выспаться… Целую ночь почти вся съёмочная группа ублажала музу, и результат в виде песни, покорившей несколько поколений жителей огромной страны, появился к утру.

В фильме «Два бойца» песня «Темная ночь» звучала голосом Марка Бернеса из уст главного героя фильма Аркадия Дзюбина. После появления «Двух бойцов» на экранах, популярность песни буквально зашкаливала — весьма показательным случаем является факт снятия в 40-е годы всего первого тиража пластинки из-за обнаруженного «левого» шороха в фонограмме, причиной которого явились… слёзы одной из работниц завода, растроганной душевными словами песни. Слезы упали на восковую матрицу и… обеспечили простой труженице Гале Журавлёвой место в истории…

https://rus.megapesni.com/online/listen202124.html

«В землянке»

«Землянке» суждено было стать одной из первых лирической песен, рожденной в пламени Великой Отечественной войны.

«Возникло стихотворение случайно, — вспоминал впоследствии его автор Алексей Александрович Сурков. – Это было шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробираться из окружения.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал… композитор Константин Листов… Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить что-нибудь на что можно написать песню. Чего-нибудь не оказалось. И тут я на счастье вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову… Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил гитару и спел песню «В землянке».

Слова и мелодическая строчка «Землянки» были опубликованы в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года.

Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова.

Свидетельством необычайной популярности и широкого распространения «Землянки» на фронте и в тылу являются многочисленные «ответы» на песню, приходившие в письмах в редакции газет.

https://победа.екатеринбург.рф/медиа/песни/землянка

«В лесу прифронтовом»

Песня появилась в 1943 году. «Стихи написаны на Каме, – вспоминал позже Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс. Композитор Матвей Блантер намеренно стилизовал песню под упомянутый в стихах Исаковского вальс «Осенний сон» (автор вальса – А. Джойс). Вместе с тем, музыка Блантера наполнена особой атмосферой военной поры, как и в произведении Михаила Исаковского в ней отразились и тоска мирной жизни, и несгибаемая воля к победе над ненавистным врагом. В 1946 году за песни «Под звездами балканскими», «Моя любимая» и «В лесу прифронтовом» композитору М. И. Блантеру была присуждена Государственная премия СССР.

https://победа.екатеринбург.рф/медиа/песни/лес

Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души людей. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.

                                                           Материал подготовила

музыкальный руководитель

                                                           Тюрина Лариса Викторовна

Вам также может понравиться