Приветствую вас уважаемые родители!
Не многие родители знают, что является средствами физической культуры при работе с детьми, как они используются в дошкольном учреждении.
В описании я буду использовать краткую информацию для общего вами понимания.
К средствам относятся:
- физические упражнения,
- естественные силы природы
- гигиенические факторы.
Основное средство физической культуры – это физические упражнения. Они представляют собой определенное двигательное действие. Каждое двигательное действие состоит из отдельных движений. В свою очередь, двигательные действия составляют целостную двигательную деятельность, выступающую в виде комбинаций вольных упражнений или упражнений на снарядах, игр, эстафет и др.
В процессе физического воспитания дошкольников используются комплексное применение средств и большое разнообразие физических упражнений, такие как:
- Упражнения для коррекции осанки
- Кинезилогические упражнения
- Упражнения для профилактики плоскостопия
- Упражнения для развития физических качеств и т.д.
- Гимнастика
- Подвижные игры
- Строевые упражнения
- Общеразвивающие упражнения
Оздоровительное значение — выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Задачей физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д.
Физические упражнения не могут быть заменены трудовыми или бытовыми двигательными действиями по ряду причин. Во-первых, они направлены на физическое совершенствование. Во-вторых, физические упражнения подчинены закономерностям физического воспитания. Их продолжительность, интенсивность, способ выполнения направлены на эффективное воздействие на организм и достижение высокого результата. В-третьих, физические упражнения содействуют гармоническому развитию организма.
Для физических упражнений характерна техника их выполнения.
Техника — это наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. Каждое действие можно выполнить разными способами. Называть техничным можно только то исполнение, которое дает наилучший результат. Различают стандартную технику, отражающую рациональную основу упражнения, одинаковую для всех исполнителей, и индивидуальную, когда в пределах стандартной техники вносятся изменения в соответствии с типовыми особенностями конструкции и физической подготовленности отдельных групп лиц (типовая индивидуализация), или эти изменения учитывают личные особенности занимающихся (персональная индивидуализация) (Б. А. Ашмарин).
Постоянные требования к росту спортивных результатов, появление нового инвентаря и оборудования, научные исследования приводят к совершенствованию способов выполнения упражнений.
А оздоровительные силы природы и гигиенические факторы являются вспомогательными средствами физического воспитания.
Естественные силы природы и гигиенические факторы
Реализация принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания возможна при условии широкого использования в процессе занятий естественных сил природы.
Как относительно самостоятельные средства естественные силы природы используются в виде солнечных и воздушных ванн, а также водных процедур с целью оздоровления и закаливания. Включенные в режим образовательной деятельности дошкольников эти процедуры становятся формой отдыха и повышают эффективность восстановления. Их сила воздействия на организм значительно уступает силе воздействия физических упражнений. Они не решают всех тех задач, которые решаются физическими упражнениями, поэтому и выступают в роли вспомогательных средств физического воспитания детей.
Оздоровление — способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.
Таким образом, общими рекомендациями по оздоровлению обучающихся средствами физической культуры являются:
- Соблюдение режима дня, сна, рационального питания;
- Выполнение физических упражнений, соблюдая индивидуальные особенности обучающихся; правильная дозировка и условия для выполнения упражнений;
- Использование на занятиях, на воздухе (улице) подвижные игры малой, средней и большой интенсивности;
- Агитация и приобщение обучающихся заниматься в спортивных секциях (ДЮСШ) по видам спорта
- Обучение детей навыкам ЗОЖ
- Использование на уроках физкультурных пауз и физкультминуток;
- Применение на практике закаливающих процедур.
Систематические занятия физическими упражнениями в условиях деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.
Материал подготовила инструктор по физической культуре Либерт Е.В.