Раннее развитие музыкальных способностей у детей

                                          

Многие молодые родители задают педагогам дошкольного образования вопросы: «С какого возраста можно учить ребенка музыке?», «Способен ли малыш воспринимать музыку, понимает ли ее?», «В какие игры можно играть с детьми 2-3-летнего возраста?». Попробуем ответить на них.

                                              

 Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки  на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Еще до рождения малыш воспринимает звуки голоса мамы, слышит, каким тоном она разговаривает, какую музыку слушает, какие песни исполняет. Это благоприятный период развития музыкальности малыша.

Учеными выделены определённые сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формирования органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. Осознанное накопление, обогащение и обогащение музыкального опыта происходит примерно с 2 лет. Общая длительность периода музыкальной сензитивности  ребёнка составляет примерно от 2 -2,5 до 11 – 13 лет.

Важнейшими факторами в развитии музыкальных способностей ребёнка выступают условия музыкальной среды, в которой воспитывается ребёнок, а также музыкально – слуховые впечатления раннего детства.

Предлагаем вам серию развивающих игр для дошкольников, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка.

                        

«Пропой своё имя»

Дети здороваются друг с другом, чётко произнося имя и хлопая в ладошки на каждом слоге : «При — вет, Ма — ша!» (на каждый слог — хлопок ). Это развивает чувство ритма. В домашних условиях можно здороваться с любимыми игрушками. Малыши повторяют движения за взрослым: хлопки в ладоши перед собой, за спиной, над головой, приговаривая вслух: хлоп — хлоп — хлоп. Шлепки по коленям, по животику, по груди: шлёп — шлёп — шлёп. Топают то одной, то другой ножкой: топ — топ — топ.

«Угадай, на чем играю?»

Расположите перед ребенком музыкальные или шумовые инструменты. Предоставьте ему возможность поиграть на них, вспомнив их звучание. Затем все музыкальные инструменты закрываются ширмой. Вы играете на одном из инструментов. Ребенок отгадывает, какой инструмент или звучал.

Вариант игры. Взрослый играет на инструменте за ширмой, ребенок находит нужный инструмент. Либо ребенок и взрослый меняются местами. Ребенок за ширмой играет на инструменте, взрослый отгадывает.

                                   

  «Узнай по голосу»

 Игра способствует музыкально-сенсорному развитию. Закрепляется умение различать звуки по тембру.

Используется набор различных игрушек – животных.

Предлагается ребенку узнать, кто кричит, используя звукоподражание с голоса.

Узнавая голос взрослого, ребенок называет и показывает соответствующую игрушку и повторяет звукоподражание («тяв-тяв», «га-га», «мяу-мяу» и т.д.)

«Найди маму»

Игра способствует развитию у детей звуковысотного слуха.

Используются игрушки большого и маленького размера: кошка, собака, уточка, медведь и т.д.

Показ игрушек различного размера сопровождается звукоподражанием на высоком или низком звуке (можно добавить средний звук)

                                  

«Потанцуй со мной, дружок»

Игра способствует развитию у детей чувства ритма.

Используются  большая и маленькая матрешки.

Взрослый предлагает послушать и повторить ритмический рисунок. Большая матрешка пляшет, маленькая – повторяет.

     «Грустно-весело»

Игра способствует развитию у детей ладотонального  слуха.

Используются квадратики или кружочки из цветной бумаги красного и синего цвета.

Дети слушают музыку грустного и веселого характера и выбирают соответственно синюю или красную карточку.

                                

Больше игр и информации по развитию музыкальных способностей вы можете найти в адаптированных программах по дошкольному воспитанию.

Самыми известными программами музыкального развития для детей раннего возраста являются: программа «Малыш», автор В. А. Петрова и программа «Музыка с мамой» Железновых.

 «Музыка с мамой» адресована семье для обеспечения традиционных, эффективных и веселых детских музыкальных игр-занятий с малышами от 5 месяцев до 5 лет. Детские занятия по системе Железновых являются прекрасной подготовкой для дальнейшего развития и обучения детей дошкольного возраста.

Желаем успехов в развитии музыкальных и интеллектуальных способностей вашего малыша!

                          

Материал подготовила

музыкальный руководитель

Тюрина Лариса Викторовна

Вам также может понравиться