Сегодня перед родителями нередко встаёт вопрос: «Как приобщить ребёнка к чтению? Как научить «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию?». Ведь в наш век – век развития компьютерных и других технологий, различного рода связей, много различных образовательных программ, сайтов. Наши дети так много времени проводят, сидя перед телевизором или компьютером. Однако все мы хотим, чтобы наши дети росли мыслящими, эрудированными. По мнению Л.С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Что же мы можем сделать, чтобы чтение стало для ребёнка потребностью, доставляло удовольствие?
Вот некоторые советы для родителей:
1. Самое главное – чтобы ребенок рос в «читающей» семье. Любите книги, читайте и собирайте их, и малыш будет вам подражать – ведь родительский пример очень, много значит.
2. Знакомьте ребенка с книгами с самого раннего детства. Начинайте с показывания ярких картинок, с моющихся и картонных книжек для детей, потом читайте малышу самые простые стишки и песенки. В какой-то момент дело дойдет и до волшебных сказок. Самым маленьким детям читайте плавным, певучим и размеренным голосом, чтобы они лучше воспринимали прочитанное.
3. Создайте добрую традицию ежедневного чтения – можно перед сном, а можно и в течение дня. После маленьких сказок и рассказов с подросшим малышом уже можно переходить на волшебные истории с продолжением, чтобы ребенок хотел читать дальше, и ему было интересно. Когда вы читаете вслух, то делите с ребёнком не только время, но и интерес.
4. Не прекращайте чтение вслух, даже когда ребёнок умеет читать самостоятельно. Совместное чтение с ребёнком делает книгу предметом разговора, обсуждения. Непременно говорите с детьми о прочитанном — о том, что им больше запомнилось и понравилось, об их мнении, о героях и сюжетах историй. Таким образом, каждый ребенок учится анализировать и лучше понимать прочитанное.
5. Когда малыш научится читать сам, традицию «литературных бесед» нужно продолжать поддерживать – очень важно, чтобы родители знали, что читает ребенок, тогда им будет легче понять друг друга, да и связь между поколениями такие обсуждения очень укрепляют.
6. С самого начала расставьте приоритеты – книга важнее компьютера и телевизора, поэтому у экранов ребенок должен пребывать ограниченное и не очень большое время. Можно слушать с ребёнком аудиокниги и радио — спектакли.
7. Когда ребенок понемногу начнет читать самостоятельно, вначале играйте с ним в чтение по очереди, потом предоставьте читать вслух самому, а затем оставьте его один на один с книгой, которая ему особенно нравится. Очень важно, чтобы ребенок понял на каком-то этапе, что книга лучше фильмов, мультиков или игр на компьютере, прежде всего тем, что читая, он может сам создавать и контролировать миры своей и авторской фантазии.
8. Научившегося читать ребенка обязательно водите в книжные магазины – пусть выбирает себе книги сам. Можете советовать ему те книжки, что нравились вам самим в детстве. Даже если вначале ребенок выберет комиксы или самые простые книжки с яркими картинками, это уже хорошо – лишь бы малыш начал читать и полюбил этот процесс. А потом можно будет потихоньку заинтересовывать его новой литературой.
9. Подкрепляйте интерес к книгам и другими способами. Ходите на спектакли по его любимым сказкам, смотрите фильмы по понравившимся ему историям, можно и наоборот – заинтересовать его книгой после просмотра снятого по ней фильма. Если ваш ребенок увлечен какими-то специальными областями знаний (животными, искусством и т.п.), после прочтения книг водите его в зоопарк, картинную галерею и другие места, где ему будет интересно, и где он сможет узнать что-то новое для себя.
10. Запишите ребёнка в детскую библиотеку. В библиотеке ребёнок сможет не только взять книги и журналы, но и поиграть. Он сможет принять участие в литературных вечерах, праздниках, встречах с интересными людьми. Это поможет целостному развитию личности ребёнка.
А однажды, зайдя в детскую, вы обнаружите своего ребёнка погруженным в книгу до такой степени, что он не видит вас и не слышит.
ПОЗДРАВЛЯЮ! ВЫ – ВОСПИТАЛИ ЧИТАТЕЛЯ!
Памятка для родителей
«Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»
Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста. Почему необходимо? Потому что начитанный ребенок – это умный ребенок, с широким кругозором и красивой речью.
Большинство современных детей начинают самостоятельно читать к пяти годам жизни. Для них нужны соответствующие книги, написанные простым и понятным для детей языком.
Что почитать ребенку 5 лет?
В период развития 5 лет родители озадачиваются вопросом, что читать детям. Как и в каждом вопросе мнений, здесь очень много, и спорить тоже можно очень долго. Есть специальные программы для чтения, которые подготовили педагоги, и они тоже имеют различия. Важно то что, читать ребенку в 6 — 7 лет можно то, что и 5 летнему и наоборот. Только иногда ребенок младшего возраста может не понять, или ему покажется скучным какое — то из произведений.
Ребенку 6 лет, что читать в этом возрасте? В возрасте от 5 лет важно читать произведения различных жанров. Но непременно, чтоб присутствовали произведения, с которыми ребенок уже знакомился ранее. Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах ребенку о том, что будете читать, кто автор. Это нужно для того, чтоб на будущее ребенок умел сосредоточиться в огромном количестве литературы.
Какие книги нужно читать детям.
Книги какого жанра читают дети? Все дети любят веселые приключенческие рассказы и стишки, точно сказать сложно ведь дети, как и взрослые, бывают разные и у каждого свои вкусы.
В 5 — 6 лет у вашего ребенка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определенный жанр. Часто дети любят учить наизусть стихи или читать в ролях. Среди педагогов существует мнение, что к возрасту 7 лет дети должны уметь разбираться в различных жанрах художественной литературы (песня, стих, сказка), назвать любимую сказку, персонажа, знать на память 3-4 стиха (возможно напоминание первых строк). Когда у вашего сына или дочки появится любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Дети, понравившуюся книжку будет читать изо дня в день, везде носить ее с собой, рассказывать о понравившихся героях. Часто малыши себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребенку 5 лет стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.
Список интересных книг для детей (5-6 лет)
- Аксаков С.«Аленький цветочек».
- Александрова Т. «Домовой Кузя».
- Алешковский Ю. «Кыш и Два портфеля».
- Андерсен Г. «Сказки».
- Бабич И. «Мои знакомые звери»
- Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»
- Бианки В. «Лесные были и небылицы».
- Братья Гримм «Сказки».
- Булычев К.«Приключения Алисы».
- Волков А. «Волшебник изумрудного города».
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
- Голявкин В. «Тетрадки под дождем»
- Гофман Э.«Щелкунчик и мышиный король».
- Грэм К. «Ветер в ивах».
- Губарев В.«Королевство кривых зеркал».
- Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
- Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит или туда и обратно».
- Ершов П. «Конёк-горбунок».
- Железников В. «Жизнь и приключения чудака»
- Житков Б. «Что я видел».
- Иванов А.«Приключения Хомы и Суслика».
- Катаев В. «Цветик-семицветик».
- Киплинг Р. «Сказки».
- Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова».
- Кротов В.«Червячок Игнатий и его друзья», «Червячок Игнатий и его открытия»
- Линдгрен Астрид «Малыш и Карлсон», «Пеппи — Длинный
чулок».
- Носов Н. «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей».
- Остер Г. «Вредные советы».
- Пантелеев Л. «Фенька», «Две лягушки».
- Памела Треверс «Мэри Поппинс».
- Пушкин А. С. «Руслан и Людмила».
- Родари Дж. «Приключения Чиполлино».
- Сказки народов мира.
- Сотник Ю. «Как я был самостоятельным».
- Томин Ю. «Шел по городу волшебник».
- Хармс Д.«Стихи для детей».
- Хайт А. «Приключения кота Леопольда».
- Шварц Е. «Сказки».
- Шарль Перро «Сказки».
- Фольклор.
Материал подготовила учитель — логопед Камаева Е.В.