С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается очень рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей. Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача – развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.
Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками. Ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторный навык.
Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.
Формирование графомоторных навыков у детей предполагает развитие у детей:
1) Мелкой моторики пальцев рук.
В целях развития мелкой моторики рук используют следующие приемы и упражнения:
— Пальчиковая гимнастика
— Шнуровки
— Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
— Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.
— Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.
— Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
— Игры: лего, пазлы, мозаика, конструктор и др.
— Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур
— Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)
— Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
— Поделки из природных материалов.
— Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; − доставание бусин ложкой из стакана;
— Стирание ластиком нарисованных предметов.
2) Развитие пространственных представлений
Ориентация на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева — направо, сверху — вниз, вперед — назад).
Используются следующие упражнения и игры:
«Найди и назови»
Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в помещении и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.
«Положи»
На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.
«Что изменилось?»
В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.
«Домики»
Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.
«Выложи картинку»
Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.
«Графические диктанты»
3) Развитие графического навыка.
— Учимся правильно держать карандаш;
— Знакомство с тетрадью и с рабочей строкой;
— Вертикальные и горизонтальные линии и комбинации из них;
— Дуги, волнистые линии, круги, овалы;
— Рисование орнаментов;
— Рисование по клеткам предметов сложной формы;
— Овладение графической символизацией;
— Работа по формированию графического образа буквы.
Информацию подготовила:
учитель-логопед Ганасюк О.В.