Развитие музыкальной памяти дошкольника с помощью фольклорных произведений

         Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом. 

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она помогает сохранить не только само произведение, но и эмоции, переживания человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Об этом знали люди уже много сотен лет назад.

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти — двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

Musical notes spilling out from the brain. Musical notes are fonts from free database.

                                Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

     Наиболее яркий пример – Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было всего 3 года.

      Еще один уникум — Вилли-Ферреро, он  впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще — в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Фольклорные произведения,  используемые на протяжении многих веков, являются эффективным средством для развития музыкальной памяти. Вот некоторые фольклорные игры, призванные эффективно помочь в развитии музыкальной памяти дошкольника.

:

                                          ЖУЧОК – ПАУЧОК

В данной игре дети образуют круг, один  или двое – в центре. Обычно сначала ведущим выбирается ребенок старшего возраста, уже умеющий импровизировать в движениях, танце. Дети помладше повторяют мелодию песни, текст, движения по ходу игры, запоминают. Когда накоплен достаточный опыт, маленький ребенок может выступить в роли ведущего.

                                             Жучок – паучок,

                                             Тоненькие ножки,

                                             Красные сапожки.

                                             Мы тебя кормили,

                                             Мы тебя поили,

                                             На ноги поставили,

                                             Танцевать заставили.

                                             Танцуй, сколько хочешь,

                                             Выбирай, кого захочешь!

                                                       Мой веночек

В данном хороводе дети двигаются по кругу, ведущий с венком движется за кругом противоходом.  Первую часть исполняют все дети, стоящие в хороводе. Вторую – ведущий. Задача солиста – запомнить мелодию, как можно мелодичнее её пропеть.

Дети в хороводе: Ты веночек, мой веночек,

                               Бело-розовый цветочек.

                               Нам куда, тебя, веночек, положить:

                               У кого, тебя, заветный, схоронить?

Ведущая: Положу, тебя, веночек,

                  Бело-розовый цветочек –

                  Под ракитовый кусточек.

                  Подойду я к хороводу,

                  Буду кланяться народу

                  Свой веночек покажу,

                  На головку положу!

                                  Где был, Иванушка?

                               русская народная песня

В данной песне дети поэтапно запоминают последовательность животных и действия, связанные с ними, тем самым постепенно пропевают сначала малый объем  теста, постепенно увеличивая его до максимального.

— Где был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Курочку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.

— Где был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Уточку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Иванушка в горенке песенки поет.

— Где был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Барашка!
— Курочка по семечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.

— Где был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Коровку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Коровка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.

Пошла млада за водой

русская народная песня

Пошла млада за водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.

Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.

Брошу ведра по гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли сама в пляску я пойду.

Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой

А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли, а кто будет танцевать?

Ваня будет в гусли грать
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.

                          

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития — регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант. 

 

                                                                   Материал подготовила

                                                                   музыкальный руководитель

                                                                   Тюрина Лариса Викторовна

Вам также может понравиться