Ритмика для дошкольников

РИТМИКА – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений.

При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РИТМИКА?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз. Какую же пользу несет ритмика детям? Развивает музыкальные способности. Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений. Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер. Способствует развитию творческого воображения. Формирует навык самовыражения с помощью движений. Развивает эстетические чувства, вкус. Повышает познавательную активность ребенка. Помогает дать выход отрицательной энергии. Поднимает настроение. Снимает излишнее нервное напряжение. Повышает активность. Способствует развитию инициативы. Улучшает координацию движений. Помогает дошкольнику развиваться физически. Формирует уверенность в себе (рис 2).

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление. Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность. При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке , ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу. На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

ОСОБЕННОСТИ ТАНЦА В РИТМИКЕ

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости. Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации .

Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений. Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца. Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

 РИТМИКА ДОМА

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку.

КОМПЛЕКС ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вводная часть: ходьба солдатиков (бодрым шагом); катящийся мячик (легкий бег); прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах); дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой). Основная часть: покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч); в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно; из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх; исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину; руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием. Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).
Источник: https://razvivashka.online/fizicheskoe/ritmika-dlya-doshkolnikov#i-5

КОМПЛЕКС ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вводная часть: ходьба бодрым шагом с пятки; топание; ходьба с высоким подниманием ног; ходьба на пятках; бег. Основная часть: Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад). Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах. Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания. Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша. 
Источник: https://razvivashka.online/fizicheskoe/ritmika-dlya-doshkolnikov#i-5

РАЗИМНКА «ВЕСЕЛИНКА»

Хоть полсвета обойдешь, 2 хлопка в ладоши – 2 по коленям

Обойдешь, обойдешь,

Веселей нас не найдешь, грозят справа-слева

Просто не найдешь. удивляются (руки в стороны)

Любим все мы танцевать, пружинка вправо-влево

Танцевать, танцевать,

Любим прыгать и скакать, прыгают

Весело играть. Да! правую ногу на пятку, руки в бок

Игра с палочками («Турецкое рондо»).

Дети маршируют по кругу, затем по команде выполняют действия с палочками.

«Ракета» — стучат палочками над головой;

«Звезда» — стучат по палочкам своих соседей;

«Комета» — стучат палочками за спиной;

«Звездный дождь» — присев, стучат по коленям;

«Инопланетяне» — присев, стучат поочередно палочками по полу;

«Звездная пыль» — трут палочки между ладонями;

«Спутник» — поворачиваются к своей паре и стучат вверху палочками друг с другом.

Материал подготовила

музыкальный руководитель Камышникова И.Г.

Вам также может понравиться