"Голос - важное средство общения с миром"

  вт., 25.10.2016

Голос важное средство общения с окружающим  миром. Именно голосом ребенок при появлении на свет  сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь  здоровье новорожденного.  С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенка речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания (“му-му” “гав-гав” и т.д.). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

      Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часто, призывая к тишине (“Не кричи!”, “Ты мешаешь!”), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена.

        Дома, приходя из детского сада, ребенок в большинстве случаев усаживается за телевизор, общение с родителями у  многих происходит на уровне «что в садике ел»,  «ложись спать».  Иногда вижу, как мама или папа ведут ребенка в детский сад и за всю дорогу они не произносят ни слова.   Вот и думаю, когда же ребенок может покричать,  дать выход своему голосу?  Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки “хорошего поведения”, является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

        В детском саду  одно из немногих занятий, где ребенок может  «поработать»  своим голосом - это музыкальное. Но чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, очень полезно включать в занятие голосовые упражнения и речевые игры. Эти упражнения  и игры и развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык восприятия и воспроизведения звуков разного диапазона,

 

 

развивают механизмы голосообразования, фонематический слух, способствуют координации слуха и голоса.

 

ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

 

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

 Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы. (Известные сказки в стихах можно рассказывать всей группой  напр. Муха-цокотуха))

 Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с  переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот.

 

ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

 упражнение - «Волна»

 упражнение - «От шепота до крика».( поизносим все вместе одно слово, усиливая громкость звука)

 упражнение - «А!!!»- то же самое только на одном звуке.

 Перед вами подборка речевых игр, которые дают детям возможность поиграть голосом, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение.

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

 

Поезд

Поезд подает сигнал – дети тянут                       “ту-у-у-у”

Он стоять уже устал. дети произносят                 “чух-чух” с

Набирает поезд ход,                                                ускорением (замедлением) темпа

Свою песенку поет. произносят на выдохе           “пш-ш-ш”

 

 

Самолет

Полетит наш самолет,                дети  тянут гласный «У» через вытянутые трубочкой губы,

К облакам  нас унесет.               изменяя  высоту звука.

С ветерком там поиграет

И на землю всех вернет.

 

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «Здравствуй» говорить.

Здравствуйте, ладошки,  - хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте, сапожки, – топ, топ, топ, топ.

Здравствуйте, лягушки , –  ква, ква, ква, ква, ква.

Здравствуйте, кукушки,  -   ку-ку, ку-ку.

Здравствуй, звонкий каблучок,  – цок, цок, цок, цок.

И малышка светлячок – на выдохе с-с-с-с-с

Здравствуй, поросенок – хрю, хрю, хрю, хрю.

Маленький теленок – му-му-му-му

Здравствуй , шустрый ветерок, -   на выдохе ш-ш-ш-ш

Звонкий детский голосок – а-а-а-а (высоким голосом)

Здравствуй, сонная ворона – кар-р-р-р,   кар-р-р-р

Поезд длинный у перрона!   Ту-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-.

Добрый день ручным часам – тик-так, тик-так.

Громким детским голосам!

Здравствуй, бурная река   бл-бл-бл-бл (болтаю языком)

В синем небе облака  - тихо петь  «а» в фальцетном режиме.

 

Шла веселая собака

Шла веселая собака, чики, брики,гав!

А за ней бежали гуси, голову задрав.

А за ними поросенок – чики, брики, хрю.

Чики, брики, повтори ка, что я говорю.    Это стихотворение удобно для речевого канона

 

Игры с голосом  ( в том числе и доречевые звуки) – смех, гудение, вой, писк,) помогают вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, а звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления ребенка.

 

 

 

Материал подготовила музыкальный руководитель Камышникова И.Г.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»