"Почему дети не поют?"

  пн., 21.11.2016

       Один из компонентов музыкального слуха – умение чисто, без фальши петь – во многом зависит от того, поющая ли у ребенка семья. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Ученые определили, что первый "разговор" матери с ребенком, которым, фактически, является колыбельная песня, обладает колоссальной силой внушения, способной даже исцелять малыша.

       Колыбельные, как выяснилось, поют своим детям даже дельфины, при этом, еще во время беременности.

И неспроста — американские ученые установили, что такой метод ранней коммуникации матери с ребенком крайне положительно сказывается на последнем. Детям жизненно необходимо слышать голос матери — показывает исследование, посвященное этому вопросу.

       Таким образом, чем раньше матери начинают петь своим детям колыбельные — тем лучше.

В идеале, как отмечают исследователи, необходимо делать это еще во время беременности, в точности, как дельфины.

       "Дети, несмотря на то, что еще не обладают в полной мере развитыми органами чувств, все равно улавливают тембр материнского голоса, в результате чего, уже после рождения, начинают издавать ответные мелодичные звуки. Этот чудесный метод коммуникации предусмотрен самой природой, поэтому не стоит им пренебрегать", — говорят ученые, которые рекомендуют петь малышу что-нибудь из фольклора — такие песни все-таки прошли проверку веками. Напевая вместе со взрослым простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения.

        А.Л.Маслов, И.П.Пономарьков в процессе специального исследования пришли к следующим выводам: дети не поют и фальшиво интонируют по разным причинам. Одни просто невнимательны, у других недостаточная острота слуха, у некоторых детей чрезвычайно невелик диапазон чистого пения.

       Сегодня этой проблемой занимаются многие известные в стране и в мире музыканты, хоровики, а именно: Д.Е.Огородов, Н.А.Метлов, В.Вюнш, Л.Г.Дмитриева, М.С.Осеннева, В.Емельянов, О.П.Радынова, А.Н.Зимина и др.

       Проанализировав точки зрения этих специалистов, выделим следующие причины. Условно их можно квалифицировать на три группы:

  • Физиологические.
  • Психологические.
  • Влияние окружающей среды.

  К первой группе относится одна из основных причин «гудения» – отсутствие координации между слухом и голосом. Осеннева М.С. – педагог-музыкант, разрабатывая методику работы с детским вокально-хоровым коллективом, обращаясь к вопросу о причинах «гудения» и неточного интонирования, выделяет среди основных причин – «несогласованность между слухом и голосом» (т.е. «голос» не подчиняется ушам). Второй причиной, относящейся к 1-й группе, является – нарушение строения голосового аппарата. Эту причину выделяют в своих работах более Н.А.Метлов, А.Н.Зимина, Н.Куликова. В частности, Метлов Н.А. сообщает, что детям с нарушением голосового аппарата необходимо вмешательство врача-ларинголога. Н.Куликова – преподаватель детской хоровой студии в г. Москве напрямую столкнулась с проблемой нарушения голосообразования, связанного с заболеваниями как бронхиальная астма, логоневроз, язвенный ларингит, олигофрения. Она считает, что этим детям полезно петь, и после систематических занятий следует исправление интонации и возможна профессиональная постановка голоса. Следующая причина неточного интонирования, относящаяся к группе физиологических причин – это плохая артикуляция.

       Об этом свидетельствует исследование Метлова Н.А.; наблюдая за своими воспитанниками, он приходит к выводу о том, что некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение.

Последняя причина 1-й группы – низкий диапазон звучания голоса. Данной точки зрения придерживаются многие педагоги, в том числе О.Радынова – по начальному, дошкольному вокальному воспитанию детей, составитель учебника «Музыкальное воспитание дошкольников». Она считает, что «одна их причин неверной интонации – низкий диапазон звучания голоса. В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную для ребенка тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и с другими детьми. Постепенно его диапазон расширяется, начиная с примерных зон».

Таким образом, к первой группе причин «гудения» и неточного интонирования (к физиологической группе) относятся:

  1. Отсутствие координации между слухом и голосом.
  2. Нарушение строения голосового аппарата.
  3. Слаборазвитый музыкальный слух.
  4. Плохая артикуляция.
  5. Низкий диапазон звучания голоса.

 

Вторая группа причин неточного интонирования и «гудения» связана с психологическим состоянием и развитием детей. Подробно об этих причинах размышляет А.Н.Зимина. Она считает, что причины неточной интонации у каждого ребенка различны и индивидуальны. Но чаще всего встречаются дети, которые поют фальшиво из-за неустойчивого внимания, а также застенчивые дети, которые не привыкли показывать свои умения и навыки своим сверстникам или педагогу

 

В.Вюнш – музыковед, психолог, после наблюдений и исследований выделил еще одну причину слишком низкого пения или «гудения» – внутренняя зажатость или «чрезмерная подверженность внутренних движений воздействию силы тяжести».

Таким образом, вторая группа – психологические причины неточного интонирования – включает в себя:

  1. Невнимательность.
  2. Застенчивость.
  3. Внутреннюю зажатость.

 Как известно, на развитие человека немаловажное воздействие оказывает среда, общество, где он вращается. На музыкальное развитие ребенка эти факторы также оказывают активное влияние.

       Н.А.Метлов считает, что «чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются.

Если же условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться в результате планомерной музыкально-педагогической работы».

То есть, музыкальность общения ребенка в семье играет немаловажную роль в музыкально-вокальном и слуховом развитии ребенка. А скудность музыкального окружения в семье является одной из причин фальшивого пения.

       В.Емельянов – учитель-исследователь считает, что: «При нормальном развитии ребенка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, то есть отнюдь не в оптимальном направлении с множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутации у юношей и многое другое». То есть он придерживается точки зрения, что на развитие голоса, речи и слуха здорового ребенка влияют семья, средства массовой информации.

Таким образом, к 3-й группе причин неточного интонирования, относятся:

  1. Отсутствие должного окружения ребенка дома, в семье.
  2. Отрицательное влияние средств массовой информации.
  3. Недостаточность педагогической помощи неточно интонирующим детям.

           Пение является ведущей исполнительской деятельностью детей .

Нет таких, кто был бы изначально лишен этого удивительного и совершенного инструмента – голоса и то, что вы никогда полноценно его не использовали, не значит, что у вас его «нет»! И, не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Его надо только «достать из чулана», «почистить», «настроить» и научиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня, но все будет зависеть только от вас самих, вашего желания учиться слушать и слышать.

«Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.

Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто еще умеет управлять своим голосом, владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.

Информацию подготовил музыкальный руководитель Камышникова И.Г.

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»