"МУзыкальные инструменты - самоделки"

  вт., 24.01.2017

Сегодня многие интересуются, как сделать музыкальные инструменты своими руками. Конечно, изготовить скрипку или фортепиано без специального обучения, материалов, приспособлений дома неподготовленному к данному виду деятельности мастеру не удастся. И это факт, который следует принять безоговорочно. А вот как сделать довольно простые музыкальные инструменты своими руками - об этом интересующимся расскажет эта статья. Где найти исходный материал для поделок?  Любой предмет, из которого можно извлечь звук, относится к музыкальным.  А это практически всё, что нас окружает! Можно самостоятельно конструировать музыкальные инструменты  и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки! Затем собрать в одно место самодельные инструменты и посадить рядом «музыканта».

             Так что давайте проявим немножко фантазии и посмотрим, что же можно придумать.

 Маракас


Маракас — это самый простой для изготовления дома вместе с детьми музыкальный инструмент. Его можно сделать своими руками даже с

малышами!

Шаг 1. Берем жестяные банки с крышками или пластиковые бутылки, пластмассовые баночки из-под «киндер-сюрпризов», если есть —  то подойдут и деревянные, берестяные и глиняные сосуды с крышками).  Затем наполняем их разными наполнителями: пшено, гречка, чечевица, горох, фасоль, бусины. Заполняем разные банки на разную высоту (на 1/4 объема, на 1/2 объема, на 2/3 объема)

Шаг 2. Закрываем  плотно крышку.  Пробуем звучание получившейся заготовки маракаса вместе с детьми. Пробуем добавить наполнитель или, наоборот, его убрать для получения нужного звука.

Шаг 3. Когда нужный звук получен, плотно закрываем крышку. При необходимости можно ее дополнительно приклеить клеевым пистолетом. Обклеиваем инструмент цветной бумагой (малыш может помочь Вам нарезать полоски для украшения или выбрать тесьму). Декорируем маракас как захочется вместе с ребенком. Маракас готов!

Небольшие рекомендации

1. Не делайте всё сами. Пусть малыш участвует в изготовлении маракаса — насыпает в него зерно, перекладывает по одной  штучке в банку крупные бусины или фасолины. При перекладывании захватываем бусинки, горошинки или фасолины пинцетным захватом (указательным и большим пальчиками как «пинцетом»). Покажите ребенку, как это делается.

2. Поэкспериментируйте с разным количеством наполнителя. Какой звук будет, если бросить только десять фасолин или полбанки фасолин? Или почти целую банку фасолин? Попробуйте, как меняется звук инструмента в зависимости от материала банки. Выбирайте то, что понравится Вашему ребенку. И как только звук Вас удовлетворит — заклеивайте крышку уже навсегда.

Музыкальные стаканчики (бокалы)


Несколько лет назад я услышала виртуозное исполнение на бокалах классики — музыкант играл «Рондо». Это было потрясающе! Ну а мы с малышами можем сыграть более простые мелодии, а главное — вдоволь поэкспериментировать с водой и насладиться звуками!

Шаг 1. Берем 5 и более стеклянных баночек или стаканчиков или бокалов (подойдет набор бокалов) и наливаем в них воду до  разного уровня.

Шаг 2. Берем ложечку или палочку или молоточек (пластмассовый или деревянный) и ударяем по бокалам. Получится звук — у каждого бокала свой звук.

Если Вы возьмете одинаковые сосуды (набор стаканчиков) и нальете в них разное количество воды, то звуки будут разные по высоте: самый высокий звук будет у пустого стакана, самый низкий звук будет у наполненного водой стакана.

Если стаканы будут разные, то ниже будет звук у того, в который Вы налили больше воды. 

Если Вы поэкспериментируете с количеством воды - то можете выстроить настоящий инструмент и сыграть на нем мелодию. Попробуйте поэкспериментировать с ребенком и поиграть с водой и стаканами.

Очень интересный и удивительный факт, если  Вы решите прерваться на прогулку или дневной сон и снова вернетесь к стаканам позже, то  может так случиться, что звук может пропасть. Не волнуйтесь. Чтобы он появился нужно просто перемешать воду в наших музыкальных сосудах или налить ее снова.

Играем на гребенке

Это самодельный музыкальный инструмент, который я знаю с детства. Меня ему научили в нашем дворе. И мы дружно на нем играли.

Шаг 1. Берем гребенку (расческу с крупными зубцами на ручке). Отрезаем полосу кальки. Полоса должна быть немного больше гребенки по размеру.

Шаг 2. Прикладываем кальку к одной стороне гребенки и подносим ко рту.

Шаг 3. Поем, приложив рот к кальке. Именно поём - тянем слова! Калька начнет вибрировать,  и Вы не узнаете свой голос. Детям очень нравится!  Калька будет щекотать губы. Такой голос очень хорош для озвучивания придуманных ребенком сказок и домашних мультфильмов.

Как сделать шум дождя


Шаг 1. Готовим инструменты и материалы: картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги); упаковка зубочисток, крупа, шило, кусачки или острые ножницы; клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.

Шаг 2. Берем шило и трубку из-под фольги и протыкаем недалеко от края картонного рулона шилом одно отверстие. Вставляем в это отверстие зубочистку до упора в противоположную стенку цилиндра. 

Шаг 3. Отступаем 1-2 см и делаем новое отверстие и втыкаем также в него зубочистку. Далее делаем отверстия по спирали нашего цилиндра. Спираль проходит внутри всего цилиндра и составляет преграды в нем, через которые будет сыпаться крупа, издавая шумящий звук. Получается, что как будто внутри нашего цилиндра - интовая лестница из зубочисток.

Шаг 4. Вот и готова спираль внутри картонного рулончика. Берем кусачки или острые ножницы и отрезаем лишние концы зубочистов с поверхности цилиндра.

Шаг 5. Заклеиваем один конец нашего цилиндра - трубки.  Ждем, когда клей высохнет.

Шаг 6. Ставим трубку заклеенным дном вниз. И засыпаем в нее крупу. Слушаем звук. Закрываем открытый конец ладонью (чтобы крупа не высыпалась) и переворачиваем инструмент очень постепенно дном вверх. Слушаем звук.

Звук будет зависеть от наполнителя: попробуйте разные наполнители. Если это гречка - то звук более отрывистый, если семена льна, то звук более «сплошной». Найдите тот звук который понравится Вам и детям и Вас устроит.

Шаг 7. Теперь можно заклеивать и второе отверстие в нашей трубе - основе.

Шаг 8. Декорируем наш шум дождя. Можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком.

Как играть на шуме дождя:

Играем на шуме дождя как на шумовом инструменте, а не как на ударном. То есть не надо ритмично его трясти или ударять. Нужно очень медленно и постепенно, никуда не спеша, очень аккуратно  и постепенно переворачивать инструмент то одним концом, то другим концом вверх. Именно медленно и постепенно!

Упражнения с детскими самодельными инструментами

Вариант 1. Ритмично аккомпанировать любой мелодии или устроить шумовой оркестр.

Вариант 2. Музыкальная зарисовка. Сопровождать шумовыми звуками рассказ или сказку (скачет конь - это кастаньеты, идет дождь - это шум дождя,  гром - барабан, пустыня и шуршит песок - маракас, весенняя капель или пошел дождь музыкальные бокальчики или стаканчики и т.д.), историю, явление природы, событие. Вы читаете текст сказки и показываете на определенный инструмент. Ребенок придумывает, как этим инструментом передать данное событие или слово.

Если Вы играете с группой детей, то можно заранее раздать им разные инструменты. И глазами показывать, какой инструмент сейчас вступает в сказку. Тогда игра будет полезна еще и для развития коммуникативных способностей детей.

Вариант 3.  Песня по куплетам. В каждом новом куплете песни вступает новая группа инструментов.

Вариант 4. Игра в эхо. Нужно повторить ритм за ведущим на своем инструменте. Игра полезна в том числе и для развития слухового внимания и речи малышей.

Вариант 5. Игра  в кругу «Внимание». Все сидят в кругу на полянке или на стульях в комнате. Ведущий задает ритм и все игроки его повторяют на своих инструментах. Потом внезапно ведущий изменяет ритм нужно это заменить и подстроиться под ведущего. Другой вариант этой игры ведущий меняет громкость звучания.

     

      Материал подготовила: муз. руководитель Камышникова Ирина Геннадьевна

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»