Музыкальные игры, способствующие развитию речи у дошкольников

  пт., 24.11.2017

 

   Самый доступный и любимый вид деятельности в дошкольном детстве – игра. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.

 

Музыкальный руководитель, знакомя детей с песнями, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к различным праздникам и досугам, постоянно работает над такими компонентами языка и речи, как:

  • развитие словаря;
  • обучение рассказыванию и чтению стихов;
  • формирование диалогической речи;
  • ознакомление с литературой и поэзией;
  • воспитание культуры речевого общения;
  • развитие дыхания.

 Предлагаем вам, уважаемые родители, дома закрепить эти навыки.

Будет замечательно, если ваш малыш начнет утро вместе с вами с приветствия.

 

  1. 1.              Игра «С добрым утром!»

О. Бурнашевская, В. Любодарова

С добрым утром, глазки, поглаживают веки

Вы проснулись? смотрят в бинокль

С добрым утром, ушки, гладят уши

Вы проснулись? слушают

С добрым утром, ручки, гладят руки

Вы проснулись? хлопают

С добрым утром, ножки, гладят ноги

Вы проснулись? топают

С добрым утром, солнце, поочерёдно поднимают руки вверх

Все проснулись! руками наверху машут

 Варианты:

1.Взрослый поёт песню, ребенок повторяет по фразам с движениями.

2.Песня исполняется различными по тембру голосами: низкими,

пугающими, высокими, тихими, звонкими, с различной динамикой.

  Для того, чтобы «разбудить» голосовой аппарат, необходимо сделать зарядку для губ и языка. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. проводятся в игровой форме.

 

 Упражнение «Улыбка» (Лягушка)

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

 Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

 Вот понравится лягушкам – Наши губки улыбнулись,

Губы тянут прямо к ушки! Прямо к ушкам потянулись.

Улыбается щенок,                Ты попробуй «ииии» скажи

Зубки напоказ                       Свой заборчик покажи!

Я бы точно так же смог,     Тянуть губы прямо к ушкам

Вот, смотри. Сейчас.          Очень нравится лягушкам.

                                                Улыбаются, смеются,
                                                          А глаза у них, как блюдца.

 Широка Нева – река,

И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

 

Превратили нас в лягушек –

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

         Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Предлагаем вашему вниманию несколько речевых игр со звучащими жестами.  

 

 

                                              Солнышко

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки.

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                         Притопы.

По камушкам скачут.                     Лёгкие прыжки с хлопками.

                                               Листопад

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошку о ладошку.

И летят, летят, летят!                      Качают руками.

                                                Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.          Хлопки чередуются со шлепками

                                                                        по коленям.

Веселится детвора!                          Лёгкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                               Притопы.

Шлеп-шлеп.

Хлоп в ладоши,                                Хлопки.

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,                Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                           Убегают от «дождика».

 Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет! 

          Речь и речевое музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Попробуйте создать домашний оркестр из подручных предметов и исполнить (пропеть) данное стихотворение на любой мотив.  

 

          Матрёшки и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук! Тук! Тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук! Тук! Тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень

Он принёс ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели – Трень – ди, трень –ди, трень-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень–ди-трень!

Будет весело играть наш оркестр целый день!

 

Надеемся, что некоторые наши подсказки и советы помогут вашему ребенку в развитии речи. Спасибо за внимание!

  

 

 

                                                                                 Материал подготовила                 

                                                                       музыкальный руководитель      

                                                                       Тюрина Лариса Викторовна

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»