Современная детская песня в духовно — нравственном воспитании дошкольников

   Музыка — лукавая работа…чтобы людям сердце взволновать. 
 Мало пьесу выучить по нотам, надо научиться колдовать. 
 Надо понимать язык снежинок, записать, о чем поет капель. 
 Или вдруг на крыльях журавлиных полететь за тридевять земель. 
 Надо превращаться в медвежонка, на сосну карабкаться, ворча, 
 Или трепетать травинкой тонкой у  лесного чистого ручья. 
 Тот, кто это знает и умеет, тот приносит счастье в каждый дом, 

Постарайся сделаться скорее добрым музыкантом-колдуном!

         Во все века люди высоко ценили духовно — нравственную воспитанность. Глубокие социально — экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Одна из самых актуальных и «больших» задач, стоящих перед современным обществом — угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше влияет на духовное и социальное становление человека, становясь в большей мере средством релаксации и снятия напряжения. Дети все более с раннего возраста увлекаются так называемой «попсовой» музыкой. Засилье иностранных слов, песен, мультфильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше созвучна с данным вопросом.

            Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно — важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

         Особая роль в духовно — нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, в последующем — в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.           Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. В детском саду дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к групповому пению.

              «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

         Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу», разворачивающуюся во времени. Музыка может изображать какие — либо конкретные явления: шум ветра, плеск ручейка пение птиц – путём звукоподражания. Но и явления природы могут быть изображены по-разному: чириканье птички может быть радостным или встревоженным, шум волн умиротворённым или грозным.

      Ведущим компонентом народной культуры, имеющим больше воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.      Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

            Одним из главных элементов устного народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти — в труде, в праздники и в быту. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям  жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка.

            Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте (в детском саду, семье) возможно, самое разное использование песни – от её разучивания до анализа содержания, музыки и настроения.

           Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песне «А я по воду ходила…» поется о труде девушки, а в песне «Голубые санки» — о дружбе мальчика Вани и девочки Марины, которые быстро едут с горы на санках, сделанных старым дедушкой для маленького Вани. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре

Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. С поразительной быстротой дошкольники овладевают музыкальным наследием русского народа, что проявляется как в познавательном, так и в эмоциональном их развитии. Ведь искусство выражает все стремления и порывы человеческой души.

         В процессе музыкального воспитания необходимо учить детей анализировать современные эстрадные песни (лучше всего начать с песен, предпочитаемых детьми), развивая тем самым человека, способного критически мыслить, а не просто воспринимать всю ту информацию, которая поступает через средства массовой информации. Особое внимание, следует уделять анализу текста песни, так как именно в нём заключено содержание основных идей, пропагандируемых автором, и, в дальнейшем, так легко усваиваемых детьми. Например, знакомясь с «Песенкой друзей» муз. В. Герчик у ребят можно спросить: «Чему нас учит эта песня?» (дружить – отвечают дети, не обижать своих друзей, не давать их в обиду)

Не будем забывать, что песня состоит из двух взаимосвязанных «компонентов»: музыки и текста (слов), поэтому и анализировать мы их должны во взаимосвязи, одновременно противопоставляя друг другу.  На примере песни «Наша Родина сильна» муз. А. Филиппенко можно провести беседу о защитниках Отечества

        Современным детям необходимы песни– детские,  светлые, задорные. Песня, это путеводная звезда, без неё нам взрослым было бы скучно жить на свете, а юному поколению тем более. В наше непростое время детям не хватает духовности, тепла и доброты

Помочь возрождению музыкальной детской культуры можно только сообща, безусловно, нужен энтузиазм не одного человека, а общества в целом.

Материал подготовила музыкальный руководитель Камышникова И.Г.

Вам также может понравиться