В сказочной стране МИ-ФА-СОЛИИ

          О положительном влиянии музыки на  человека проведено множество исследований,  написано бессчетное количество статей.  Тем не менее, не все еще знают о том, что  занятия музыкой повышают интеллектуальные  способности детей в среднем до 40%! 

Пожалуй, нет таких родителей, которые не мечтали бы дать  своим  детям  хотя  бы  элементарное  музыкальное  образование.  Малыш еще только делает первые шаги, а мы уже представляем его  стоящим на сцене с крохотной скрипочкой в руках, играющим в  духовом оркестре… А уж если у малютки явно есть музыкальные  способности,  судьба  его,  как  правило,  предрешена:  как  только  кроха сможет дотянуться до рояля, его обязательно отдадут «на  музыку».  

Будьте  готовы  к  тому,  что  в  течение  многих  лет  малышу  придется   по   три-четыре   раза   в   неделю   ходить   на   занятия,  ежедневно не менее часа проводить за инструментом, заниматься и  во время каникул. Готовы ли вы к этому? Хватит ли у вас на это  терпения  и  сил?  Ведь  ответственность  за  домашние  занятия  малыша ляжет на ваши плечи, и даже если ваш ребенок ‒ будущий  Моцарт,  ему  далеко  не  каждый  день  будет  хотеться  сидеть  за  гаммами.   Если   же   ваше   чадо   не   обладает   выдающимися  способностями,  учеба  в  музыкальной  школе  станет  для  него  тяжелой,  почти  непосильной  нагрузкой.  Не  оказавшись  среди  лидеров,    «блистающих»    на    отчетных    концертах,    малыш  совершенно незаслуженно будет чувствовать себя аутсайдером и  неудачником. 

Ну, а если ребенок действительно талантлив, его способности  могут начать нещадно эксплуатировать, его жизнь превратится в  бесконечную череду репетиций, конкурсов и фестивалей, в ней не  останется времени для других, не менее важных и интересных дел.  

Так что же, вообще не учить ребенка музыке? ‒ спросите вы.  Конечно   же,   учить.   Есть   масса   способов   научить   малыша  наслаждаться   музыкой,   чувствовать   ее,   помочь   ему   овладеть  музыкальным инструментом, развить его слух и чувство ритма. 

Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых  учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть,  потому что они сами его усложняют!  Отсутствие элементарных и необходимых  знаний о музыкальном образовании у родителей тормозит интеллектуальное  развитие их собственных детей. 

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать  различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети?- спросите  вы. Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой  необходимости. Речь идет совершенно о другом. 

В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. 

Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто  забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился  интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в  хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и  поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и,  несомненно, специальные знания. 

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия,  музыкальный уголок, например,  где ребенок мог бы послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры,

поиграть на детских музыкальных  инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или  столе, чтобы у ребенка был подход к уголку. Какие именно инструменты  должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести  детское фортепиано.

В детском саду уже в средней группе мы учим играть на 
металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к.  простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. 

         Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию  родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах. 

Хорошо было бы  приобрести диски из комплекта по слушанию в детском  саду, а также «Детский альбом» П.И.Чайковского, «В пещере горного короля»  Э.Грига, музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты»,  «Красная шапочка» и книги: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная  азбука для детей» Кончаловской. Родителям рекомендую также читать детскую  литературу о музыке, благо  Интернет позволяет это делать, не выходя из дома,  чаще смотреть с детьми музыкальные театральные постановки, познакомиться с  работой творческих детских студий (кстати, многие принимают детей уже с 4х  лет). 

        Не стесняйтесь петь ребенку сами. Не так уж сложно разучить    несколько детских песенок, да и если вы переврете мелодию, тоже  большой  беды  не  будет:  живой  и  любимый  мамин  голос  для  малыша   полезнее   любого,   самого   высокопрофессионального  исполнения. 

     Перед тем, как поступить в музыкальную школу, обязательно  проконсультируйтесь   с   врачом.   Для   занятий   на   некоторых  инструментах,  существуют  противопоказания:  нельзя  играть  на  флейте при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке –  при сколиозе и сильном плоскостопии.  

                 Кроме того, непременно проверьте малышу зрение: даже при  очень незначительном дефекте у ребенка будут уставать от чтения  нот глазки, могут начаться головные боли. Занятия музыкой не  должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям  спортом, полноценному общению со сверстниками. 

Как  бы  это  ни  было  трудно,  постарайтесь  не  раздражаться,  занимаясь с малышом дома. Занятия потеряют всякий смысл, если  ежедневно  будут  сопровождаться  слезами  и  наказаниями.  Во  всяком случае, еще никого не удалось заставить любить музыку  таким способом.     
         Родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей  начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды, начав  музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча  средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с  большей пользой в другом направлении.  Взрослые не делают даже попыток  выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему  прекратились музыкальные занятия?» звучит стандартный ответ: «Ребенок сам  не захотел, у него появились другие увлечения». 

Если     малыш     категорически     отказывается     ходить     в  музыкальную  школу,  или  вы  почувствовали,  что  занятия  не  доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не  видно,  не  делайте  из  этого  трагедии.  Деликатно  предложите  ребенку  попробовать  заняться  чем-нибудь  другим.  Может  быть,  через год-два он сам вернется к занятиям. 

Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент,  не  беда.  Зато  он  навсегда  запомнит,  что  вы  поняли  его  и  с  уважением отнеслись к его решению.

Ну, а любить и понимать  музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле

                 Консультацию подготовила музыкальный руководитель Камышникова И.Г.

Вам также может понравиться