Необходимой предпосылкой активизации внутренних ресурсов ребенка является развитие ассоциативного мышления. Можно утверждать, что ассоциации – это один из необходимых элементов полноценного эстетического восприятия музыки. В основе ассоциации лежит синестезия – способность человека к межсенсорному восприятию.
Ощущение в музыке цвета, плотности, объема; в живописи – динамики; в поэзии – музыкальных интонаций не только обогащают восприятие каждого вида искусств, но и развивают творческое начало, необходимое каждому будущему музыканту и просто любителю музыки.
Действенным средством развития ассоциативного мышления в музыкальной деятельности является метод «визуализации» музыкального образа, которые помогают дошкольникам сформировать личностную позицию, стать сопричастным звучащей музыке.
«Визуализация» – это прием, который позволяет делать видимым невидимое, давно используется в науке. Визуализация применяется с целью сделать анализируемое явление наглядным, тем самым облегчая процессы его наблюдения, фиксирования и измерения.
Данная методика визуализации образов интересна. К ней проявляется интерес на всех уровнях педагогически – психологического направления, способствующих развитию художественно – эстетического воспитания, как средство самореализации ребёнка, определения своего места в окружающей действительности и познания самой действительности.
Вхождение в мир восприятия музыкальных произведений происходит через эмоцию: чувство, художественное настроение. Необходимо знать, что только позитивные эмоции обеспечат взаимный продуктивный контакт взаимодействий взрослого и ребёнка. Только зона ближайшего развития, ориентированная на завтрашний день – залог успешного гармоничного развития дошкольника.
Сенситивный период определяется биологическим возрастом ребенка от 3 до 10 лет. Внутри этого периода выделяется еще более активный период, от 5 до 7 лет, когда «происходит закладка общей основы познавательных способностей, развивается символическая функция и воображение, лежащее в основе любого вида творческой активности».
Для целей музыкальной педагогики визуализация, методика связанная с зарисовыванием музыкальных впечатлений любыми живописными изобразительными средствами, впервые была предложена австрийцем О. Райнером. Его опыт получил признание, и с 1962 года рисование музыки было введено в учебный план Венской Академии музыки. Был создан небольшой институт, который организовал музей лучших «портретов» музыки.
Проведенный в институте анализ доказал эффективность и перспективность методики рисования музыки в музыкальной педагогике. Данная методика нашла последователей и в нашей стране (И. Л. Ванечкина, И. А. Трофимова, Б. М. Галеев).
Рисунки, как продукт творчества, привлекают интерес специалистов музыкальной психологии тем, что озвучивая нарисованные образы, звуки, инструменты, зарисовывая мелодическую линию, изображая музыкальный город, дети открывают для себя способности слышать цветные звуки, видеть цветные замысловатые формы, развивают креативное мышление, активизируя творческую активность.
В овладении детьми приема визуализации музыки можно выделить следующие этапы:
- ребенок, впервые берущий в руки карандаш, выражает свои чувства и движения души в линии. Все вокруг нас – линии: деревья, здания, солнышко, явления природы (дождь, снегопад, метель…), и даже мелодия – это тоже линия;
- дети открывают для себя линии плавные, резкие, прерывистые, и даже «скомканные». Линия становится живой;
- дети изображают линии «падающие», «бегущие», «спотыкающиеся», «вредные», «колючие» и т. д.
В этих рисунках уже отражаются не только действия, но и характер, настроение, образ. Чем больше круг знаний ребёнка, тем больше он видит и слышит, расширяется его опыт. Совместные размышления взрослого и ребенка подводят их к мысли, что у каждой линии может быть своя внутренняя жизнь. Линия может «волноваться», «успокаиваться», менять свое направление, цвет и толщину.
Музыка и цвет могут вызывать определенные эмоции, которые составляют основу их внутреннего сходства. В связи с этим появляется возможность подобрать определенные цвета, характеризующие интонационную сущность того или иного произведения.
Ребенок ориентируется на свое внутреннее восприятие того или иного цвета, находит теплые и холодные цвета, «весенние» и «осенние», «нежные» и «сердитые»… В дальнейшем, задание можно усложнить: рисуем «тихую» картину и «громкую», «злую» и «добрую» .
Эксперименты И. Ванечкиной и других ученых подтвердили педагогическую эффективность метода визуализации:
- рисование музыки – творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности;
- наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение;
- рисунки детей, с отражѐнными в них содержанием и формой произведения, служат своеобразным визуально-фиксированным «документом», позволяющим судить о глубине восприятия музыки и особенностях личности ребенка.
Рисуйте музыку, творите вместе с детьми, развивайте фантазию, воображение вашего ребенка это поможет ему в самореализации, определении своего места в окружающей действительности !
Материал подготовила музыкальный руководитель Камышникова И.Г.