Влияние родительских установок на развитие детей

      Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

     В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно,  родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима; «Мама сказала…», «Папа велел» и т.д.

     Ребёнок ещё не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

     Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребёнок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

     Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок,  охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

     Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребёнка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

     Проанализируйте, какие оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных установок было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

  НЕГАТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ                                       ПОЗИТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ                                                                                        
  СКАЗАВ ТАК:    ПОДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ  И  ВОВРЕМЯ  ИСПРАВТЕСЬ
«Горе ты моё!»Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружа­ющим, отчуждение, конфликты с родителями.«Счастье моё, радость моя!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребёнку!..»  Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.«Я люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил»  
«Плакса-вакса, нытик!»Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глу­бокое переживание даже незначи­тельных проблем, повышенное эмо­циональное напряжение, страхи.«Поплачь, будет легче…»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»Отсутствие самоконтроля, агрес­сивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.«Держи себя в руках, уважай людей!»
«Не твоего ума дело!..»Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужден­ность, конфликты с родителями.«А ты как думаешь?..»
«Одевайся теплее, заболеешь!»Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, ча­стые простудные заболевания.«Будь здоров, закаляйся!»
«Не кричи так, оглохнуть можно!»  Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..»  
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»  Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безыници­ативность, низкая мотивация к до­стижению.«Попробуй ещё, у тебя обя­зательно получится!»  
«Противная девчонка, все они  капризули!» (мальчику о девочке)  «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в будущем межполо­вом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.  «Все люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) ещё не научился себя правильно вести»  
«Неряха, грязнуля!»  Чувство вины, страхи, рассеян­ность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.«Как приятно на тебя смот­реть, когда ты чист и акку­ратен!»  
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»  Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрыт­ность, недоверие; озлобленность, агрессивность.«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»  
«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!»  Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.«Как ты мне нравишься!»  
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься ещё»                 Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чу­жого мнения, тревожность.«Смелее, ты всё можешь сам!» «У тебя всё получится!»
«Всегда ты не вовремя, подожди…»  Отчужденность, скрытность, излиш­няя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя.«Давай я тебе помогу!»  

Естественно, список установок может быть намного больше. Сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

     Как часто вы говорите детям?..

— Я сейчас занят(а)…

— Посмотри, что ты натворил!

— Неправильно! Это надо делать не так…

— Когда же ты научишься?

— Сколько раз я тебе говорила!..

— Нет! Я не могу!

— Ты сведешь меня с ума!

— Что бы ты без меня делал!

— Вечно ты во все лезешь!

— Уйди от меня!

     Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

     А эти слова ласкают душу ребёнка:

— Ты самый любимый!

— Ты очень многое можешь!

— Спасибо!

— Что бы мы без тебя делали?!

— Садись с нами!..

— Я помогу тебе…

— Я радуюсь твоим успехам!

— Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

— Расскажи мне, что с тобой…

     Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

     Так догадывайтесь!

Материал подготовила педагог — психолог Каленова А.А.

Вам также может понравиться