Работа по адаптации и подготовке должна идти в 2 направлениях
1) подготовить родителей, то есть самих себя, морально и настроить позитивно
2) подготовить малыша, помочь ему осознать и принять новый опыт
Подготовка родителей
Условие №1
Осознать, что садик действительно необходим.
Если садик – не необходимость, а «попробуем, не понравится, перестанем», то он точно не понравится, и ребенку там будет плохо, и адаптация будет проходить медленно. Потому что если мама плачет, папа грустит, бабушка бьется в истерике, то малыш так тем более думает «Почему я? Что происходит?»
Вопросов обычно не возникает, если в садик ходить надо, и других вариантов нет. Тогда никто вроде и не спрашивает, нравится или нет, потому что просто надо. И удивительно, но Анна говорит, что такая позиция неизбежности – повседневности – ожидаемости – предсказуемости делает привыкание легче, и в садике становится интереснее.
Условие №2
Быть готовым к слезам
Слезы и истерики при расставании – это совершенно нормальная реакция. Ну было бы странно, действительно, если б малыш с радостью сразу отпускал маму и бежал к малознакомой тете и детям. Кстати бывает и такое, но все-таки в большинстве случаев ребенок от 1,5 до 3-х лет все-таки будет плакать. Поэтому надо себя морально подготовить к этому и не рыдать в ответ, хотя бы при ребенке. Кстати чем спокойнее мама, тем легче малышу.
Но нужно отличать плач при расставании от непрекращающегося плача в течение долгого времени. Максимум возможно 20 минут плача. Если больше – попросите воспитателя звонить и заберите в этот день. Завтра новая попытка.
Условие 3
Уходя уходить
Важно быть готовым морально оставить ребенка и уйти. Не подсматривать из-за угла, не устраивать долгих проводов со слезами и прощаниями, а желательно в спокойном тоне объяснить малышу: «Сейчас я ухожу, вернусь тогда-то, люблю тебя очень сильно, все будет хорошо!»
В самом помещении детского сада (в группе) малыш сразу должен оставаться один, без мамы. Потому что если мама в той же комнате, то ребенок небудет общаться с какой-то другой тетей?
ОЧЕНЬ важный нюанс: никогда не исчезать незаметно.
Это очень грустно и плохо для психики ребенка, он реально верит, что мама где-то рядом, и надеется, что вот-вот и она появится. А она не появляется. Это рождает неуверенность и может вылиться в то, что малыш вообще перестанет отпускать маму куда-либо. Поэтому надо честно, пусть и через слезы, попрощаться и обязательно сказать, когда придешь (после игры/обеда/сна).
Условие 4
Быть готовым к агрессии и истерикам
Малыш может начать выпускать пар. Это тоже нормально. Вроде был милый прекрасный малыш, а тут пришла мама и … истерики по любому поводу, бросание предметами, укусы и т.д. На самом деле ребенок так сбрасывает стресс: весь день он был зажат, вел себя в соответствии с правилами коллектива, старался и просто морально устал. И вот наконец-то пришла мама, а с мамой можно и пар выпустить. А еще и проверить, действительно ли она любит его любым.
Ну и конечно понятно, что не надо ругаться и уж тем более наказывать в ответ. Надо спокойно останавливать «насилие», давать возможность выразить свои горести плачем, обнимать, целовать, рассказывать что-то интересное, отвлекать.
Всегда когда говоришь, что что-то нельзя, надо сразу показывать, что тогда можно.
Подготовка и помощь малышу
Условие 5
Подружиться с воспитательницей
Важно понять, что малыш идет не просто в абстрактный сад, а к конкретному человеку. Этот человек призван на время заменить ребенку значимого взрослого, поэтому хорошо бы, что бы ребенок его если не полюбил, то хотя бы ему доверял.
Для этого важно:
1) познакомить ребенка с воспитательницей заранее – можно прийти пораньше в первый день; каким-либо образом показать: «Вот мама разговаривает и доверяет этой тете, эта тетя – твоя воспитательница, и ты, малыш, будешь ходить к ней каждый день, играть, кушать, веселиться под ее присмотром!»
2) увидеть в воспитательнице личность, а не функцию и по-человечески постараться завести хорошие отношения. Хорошие отношения между взрослыми – залог чуть более благосклонного отношения к ребенку.
3) не угрожать воспитательницей или садиком. Типичная ситуация: малыш плачет, а мама говорит: “Малыш, не плачь, сейчас придет воспитательница и будет ругаться”. Вот не надо так: она должна быть светлым человеком в его восприятии, к которому хочется идти. Так же и с садом – нужно создавать приятные ассоциации, напоминать, как здорово там было играть или кушать или общаться с другом.
Условие 6
Научить ребенка осознавать свои потребности и потребности других людей
В садике много ребят, у каждого есть свои хотелки и желания, однако, не всем сразу достается все. Очень часто приходится ждать своей очереди, уважать желание коллеги не отдавать игрушку, идти спать в определенное время вместе со всеми, когда вроде и не хочется и т.д.
!!! Поэтому хорошо бы, чтоб малыш еще дома осознал наличие границ в своей жизни и понимал, что даже через слезы не получить вот эту конфету «прям щас». Есть правила, есть желания и потребности папы и мамы, все это берется в расчет наравне с потребностями и желаниями малыша.
Правило 7
Соблюдать постоянство и ритуалы
Ритуалы и постоянство – это, судя по всему, главные опорные точки спокойствия и психологического комфорта для маленьких детей. Поэтому если уж что-то нельзя, то это нельзя никогда, а не «вчера было нельзя.
В применении к садику, если уже начали ходить, то ходим каждый день в одно и то же время с одним и тем же ритуалом прощания. Это может быть: помахать как-то особенно в окно, может, песенку спеть, стишок какой-то, рожицу скорчить. Это не обязательно, но очень рекомендуется
Из книги: Анны Быковой «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад!»
С уважением, Ваш психолог Олеся Станиславовна!