Воспитание и развитие ребенка начинается в семье. Семья — это среда, которая должна удовлетворять все потребности ребенка: в пище, в заботе, в безопасности, в любви и принятии, и в том числе познавательную потребность. Процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поиск, направленный на выявление, открытие неизвестного и нового для ребенка и его усвоение. Познавательные процессы обеспечивают это «познание», т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование.
Ведущая деятельность ребенка до трех лет — предметно-манипулятивная (манипуляции с предметами) при обязательном непосредственном взаимодействии со взрослым. Ребенок наблюдает за старшими, подражает им, и так происходит естественный процесс обучения и развития. Таким образом родители и другие члены семьи с самого раннего возраста помогают ребенку познавать окружающий мир, поддерживают его интерес и стремление к этому. Семье важно помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, играя ребенок развивается. Поэтому совместные игры детей с родителями, это не только веселое и интересное времяпровождение, но еще и способ развития познавательных процессов. В процессе игры ребенок может получать новые знания и закреплять имеющиеся, улучшать различные навыки, развивать внимание и память, мыслительные операции. Полезной и увлекательной семейной традицией могут стать настольные игры в кругу всей семьи по выходным.
Использование проблемных вопросов и задачек, элементарные исследования и экспериментирование дошкольника совместно со взрослыми в домашних условиях стимулируют у ребенка развитие познавательных способностей и направленности. Не торопитесь отмахиваться от различных вопросов маленького «почемучки», а наоборот поощряйте любознательность ребенка, совместно с ним ищите ответы на вопросы.
Совместное творчество родителей с ребенком: рисование различными способами, создание аппликаций и поделок, лепка, конструирование из бумаги, развивает творческие способности, мелкую моторику рук, познавательные процессы, способствует укреплению межличностных взаимоотношений ребенка с родителями.
Совместные прогулки в парке, наблюдение за природой окружающего мира также способствуют расширению кругозора ребенка, развивают любознательность и познавательные процессы.
В семье создаются важные предпосылки для развития способностей ребенка. Так, родители, наблюдая ежедневно за ребенком в различных ситуациях, могут заметить индикаторы способностей, склонность ребенка к какой-либо деятельности, а затем организовать подходящие занятия для их развития и формирования устойчивого интереса к деятельности. Бытующая в семье атмосфера увлеченности к определенному виду деятельности может способствовать развитию у ребенка интереса и способностей к этой деятельности. Так, например, в семьях, где родители увлекаются музыкой — ребенок также проявит к ней интерес, если ребенок часто видит родителей за чтением книг — проявит интерес к книгам.
Таким образом, семья играет важную роль в развитии дошкольника, в развитии его познавательных процессов и познавательной активности. Задачей родителей является создание в семье благоприятных условий для всестороннего развития ребенка.
Материал подготовила педагог-психолог А.В. Ягофарова