Музыкально-ритмические игры являются одной из центральных составляющих эстетического воспитания ребенка, играют огромную роль в его всестороннем развитии.
Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак – Далькроз, создавший систему музыкально-ритмического воспитания, утверждал, что посредством общения с музыкой и танцем дети познают мир и себя, а занятие танцами помогают раскрывать себя эмоционально в музыкальной игре, в творчестве, в самостоятельной деятельности, воспитывать внимание, волю, коммуникабельность. Движения под музыку создают позитивное настроение, способствуют улучшению осанки, координации движений рук и ног, легкости бега и прыжков.
Мы предлагаем вам несколько музыкальных игр для развития координации дошкольников.
«Передай ритм»
- Дети сидят в кругу. Ведущий поет куплет знакомой песенки и отстукивает ритм. Следующий повторяет, и так далее по кругу.
Чтобы не было скучно, можно повторять слова не одного, а всех куплетов и припева песенки. Зато, когда песенка вернется к ведущему, ее будут знать все участники игры.
2. «Мы танцуем Буги — Вуги»
В этом задорном танце нужно выполнять движения в соответствии с текстом
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед, и немножко потрясем.
Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)
Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)
И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга назад)
Танец повторяется 2 раза. Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т.д.
ВСТАВИТЬ 3 + МУЗЫКА 3
- «Карусель» (рус. нар. мел.)
Для данной игры можно использовать зонтик или шест с привязанными к ним ленточками. Можно взрослому взять несколько ленточек в пучок, поднять их над головой, имитируя карусель. Каждый ребенок берется за ленточку, натягивая ее. Все начинают движения по кругу в одном направлении, изменяя скорость движения согласно тексту
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом
Побежали, побежали бег на носках под ритм
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, отпускают ленту
Вот и кончилась игра.
Игра повторяется в другом направлении.
- «Шла веселая собака»
Эта игра развивает умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок.
Шла веселая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!
Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!
- «Домашний оркестр»
В эту музыкальную игру можно играть любителям экспериментов со звуком, ведь в ней будут использованы чашка, ложки, тарелка, кастрюля и другая кухонная утварь.
«Вы — оркестр, я — дирижер. Я буду показывать, как играть, а вы повторяйте за мной». Затем можно выбрать другого дирижера.
- «Танец без музыки«
Данная игра побуждает к раскрепощению, выявлению эмоций, развитию танцевальной пластики.
Все становятся по кругу, один ребенок выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для стоящего в центре круга атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)
Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.
- «Ходим кругом»
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и протягивает ему руки, приглашая стать новым водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.
С помощью таких несложных музыкальных игр совершенствуется чувство ритма, формируются навыки эмоционального и самостоятельного выражений движений под музыку, развивается координация дошкольника.
Желаем вашим детям с пользой и интересном проводить время в компании сверстников с музыкально-ритмическими играми.
Материал подготовила
музыкальный руководитель Тюрина Л.В.