Многим родителям знакомы ситуации, когда у ребенка возникает истерика. Родители в такие моменты могут испытывать различные негативные чувства и эмоции, так как они могут быть не в силах остановить или контролировать этот процесс, могут не понимать истинных причин такого поведения ребенка, и как себя вести в данной ситуации. В такие моменты не просто оставаться спокойным, понимающим и принимающим взрослым. Понимание причин возникновения истерик у ребенка и умения «правильно» реагировать на них, могло бы помочь снизить или возможно даже предотвратить возникновения истерики.
Детскую истерику можно охарактеризовать как бурную эмоциональную реакцию ребенка, сопровождающуюся напряжением мышечного тонуса тела, а также громким криком, плачем, демонстративным поведением. В процессе истерики ребенку необходим «зритель», на данную роль обычно выбирается тот человек, который наиболее чувствителен к поведению ребенка. У детской истерики всегда есть цель, это или стремление избежать чего – либо (как реакция на требование взрослого, которое выполнять он не хочет, нежелательную ситуацию, обстановку) или стремление получить что-либо (как манипуляция, чтоб получить желаемое).
Причины возникновения истерики разные и зависят от многих факторов:
- возраст ребенка, недостаточно развитая речь;
- особенности нервной системы;
- тип воспитания в семье;
- недостаток родительского внимания;
- переутомление и физический дискомфорт;
- кризисные периоды развития (к примеру, кризис 3-х лет) и др.
Важно отметить и положительные стороны истерики: через истерику ребенок учится устанавливать границы дозволенного, при помощи истерики ребенок может снять напряжение, выплеснуть подавленные эмоции.
Что же делать родителям во время детской истерики?
1. Имея опыт возникновения истерики у ребенка можно попытаться предположить, что может вызвать истерику и попробовать предотвратить ее, не делая этого.
2. Исключить попытки прекратить истерику физическим воздействием на ребенка, криком или чрезмерной строгостью. Если ребенок во время истерики не причиняет ни себе, ни окружающим вреда, то можете сказать ему, что вы ждете, пока он успокоится, а затем спокойно с ним поговорить о его поведении.
3. Если вам не удалось понять, что в данной ситуации привело к истерике, то задайте уточняющие вопросы: «Ты расстроился?!», «Ты не хочешь идти/делать…?!», и др.
4. Попробуйте обнять ребенка, чтобы он почувствовал себя в безопасности, смог понять, что он не один, скажите ему, что любите его, не смотря ни на что.
5. Во время истерики попробуйте отвлечь ребенка, переключить его внимание, предложите ему придумать вместе с вами шутливое название того, что происходит с ним во время истерики (к примеру, «Злючка напала»).
6. Для предотвращения и профилактики возникновения истерики:
- уделяйте ребенку полноценное внимание, говорите с ним о его чувствах, желаниях и т.д.;
- помогите ребенку понять свои чувства, желания («Ты не выспался, поэтому у тебя плохое настроение?!», «Я не купила тебе игрушку и поэтому ты злишься?!»);
- старайтесь контролировать свое поведение, учите ребенка навыкам самоконтроля;
- старайтесь не допускать переутомления ребенка;
- постарайтесь дать возможность ребенку проявлять самостоятельность, учитесь договариваться с ним;
- ищите компромиссы, избегайте категоричных требований и запретов, используйте стратегию «предложить выбор» или «альтернатива»;
- показывайте на своем примере как можно проявлять свои чувства, как дать выход негативным эмоциям экологичными способами.
7. Если у ребенка очень часто проявляются истерики, его состояние от раза к разу только ухудшается, при этом ваши усилия по предотвращению истерик не помогают, то необходимо обратиться за консультацией и помощью к специалистам: психологу, неврологу.
Помните, что детские истерики — это временное явление, и только с пониманием родителей, верной их реакцией и стратегией поведения, возможно, минимизировать негативную сторону истерик у ребенка.
Материал подготовила педагог — психолог Кобзарь А.В.