Нравится ли вам, когда песню исполняет детский хор? А вы знаете, сколько нужно приложить сил, чтобы он зазвучал слаженно и гармонично?
Чтобы услышать унисон, звучащий волшебно, нужно для начала «настроить» каждый детский голос. Поговорим сегодня о том, что является основой вокально-хорового искусства.
Музыкальное искусство, отражая жизнь во всём её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание произведения, и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания взрослому, они постепенно овладевают навыками хорового пения. Вокально–хоровые навыки помогают выразительному пению, формированию слуха и голоса. Они включают в себя установку. При обучении дошкольников пению важно следить за тем, чтобы дети сидели прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. Пение должно быть естественным, светлым звуком, без крика и напряжения. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Чистота интонации. Если родители дома поют, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально – музыкальные данные развиваются.
В начале обучение пению проходит в различных формах. Детям перед разучиванием песни нужно «разбудить» свой голос, распеться. Каждое упражнение направлено на развитие певческих навыков и музыкального слуха. Например, чтобы научить правильно, интонировать, детям предлагаются попевки.
«Зайка». р.н.м.
Заинька, зайка, маленький зайка!
Длинные ушки, быстрые ножки.
«Кукушка» Е. Тиличеевой.
Здесь кукушка одна: ку-ку-ку-ку!
В нашем парке слышна: ку-ку-ку-ку!
Целый день дотемна: ку-ку-ку-ку!
Всё кукует она: ку-ку-ку-ку!
Эти маленькие песни с повторяющимся мелодическим оборотом помогают детям чисто их воспроизвести.
Для музыкального развития детей, воспитания у них интереса к пению, большое значение имеет исполнение дошкольниками песен на детских музыкальных инструментах.
При разучивании песни важно сосредоточить внимание ребенка на мелодии, которую лучше начать осваивать без текста на слог. Ритмический рисунок можно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на слог.
Показателем усвоения песни будет ее исполнение детьми в самостоятельной деятельности, в свободное время, по собственной инициативе. Критерием музыкального развития при этом будет не количество разученных песен, а красивое, выразительное пение, любовь к песням и потребность в нем.
Для получения протяжности звучания имеет смысл использовать народные песни, в которых преобладают гласные, например, «Во поле береза стояла», «Пойду ль я, выйду ль я», «Утушка луговая» и др.
Немаловажным фактором успешной вокально-хоровой деятельности является четкая дикция. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Известный педагог В.В. Емельянов создал специальную систему, направленную на развитие вокально-хоровых навыков как детей, так и взрослых. Ниже мы приведем несколько артикуляционных упражнений из его методики.
— Язычок проснулся (толкать язычком в правую и левую щеку)
— Язычок, покажись! (покусать кончик языка)
— Зубов не страшись! (высовывать язык вперед и убирать назад)
— Зубы кусаются (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности)
— Вкусный язычок (пожевать язык боковыми губами)
— Улыбка (улыбнуться)
Когда упражнения хорошо усвоены детьми, можно перейти к разучиванию или закреплению мелодии песни.
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка «Егорки», которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.
Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.
Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха.
Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.)
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии вокально-хоровых навыков у детей.
Особенно ценным является то, если дети с удовольствием поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Материал подготовила музыкальный руководитель Тюрина Лариса Викторовна