Ура! Пришло долгожданное лето! Можно гулять на улице целый день, прыгать, заниматься интересными делами, ну, и, конечно, играть с друзьями! Играть – это ведь так приятно, так полезно! А главное – интересно!
Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. Движения и музыка органично дополняют друг друга в хороводах и играх, помогают ребенку преодолеть робость общения, развить музыкальные слух и память, создать радостное настроение.
Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как дети сразу не могут скоординировать движения и исполнение.
Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен хорошо быть ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь дружеские отношения с другими частниками данной игры. Если дети пребывают в хорошем расположении духа, если они с нетерпением и интересом ждут, какое же музыкальное развлечение их сегодня ожидает, то вам остается совсем немного – выучить с малышами правила и подарить им несколько минут веселья.
Предлагаем вашему вниманию несколько музыкальных игр и песен для радостного летнего досуга.
Музыкальная коммуникативная игра «Здравствуй, милый друг»,
исполняется под песню «Капель», муз. В. Алексеева
После вступительных слов взрослого «Отправились как-то ножки путешествовать по дорожке…», дети двигаются врассыпную соответственно характеру музыки
На каждый куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
Если использовать музыкальные игры чаще, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей.
Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими».
Музыкальная игра «Дождик и солнышко»
для игры понадобится зонтик.
Смотрит солнышко с небес, — дети ходят в свободных направлениях
Озаряя светом лес.Мы под солнышком идём
И в ладошки громко бьём. — хлопают в ладошки
Вдруг пошёл весёлый дождик, — собираются под зонтик
Быстро спрячемся под зонтик!
Дождь попросим перестать — грозят пальчиком
И опять пойдём гулять! — хлопают в ладошки
Игра повторяется сначала.
ВСТАВИТЬ УЛЫБКА
Музыкальная игра «Подари улыбку!»
исполняется на любой мотив
По дорожке я иду — ведущий идёт мимо детей;
с окончанием фразы
И улыбку всем дарю. — останавливается перед кем-либо из детей.
Улыбнись и ты скорей, — улыбается этому ребёнку и протягивает ему руку.
Вместе будет веселей! — вместе кружатся поскока
Далее игра повторяется, но ведущие уже двое. Игра продолжается до тех пор, пока в неё не будут вовлечены все дети
Песня-игра «Не зевай!»
Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Взрослый может ставить перед детьми различные задачи: точно воспроизводить ритм, после чего передавать соседу музыкальный инструмент; чередовать тихое и громкое исполнение; менять поочерёдно приёмы исполнения на музыкальных инструментах .
- Раз-два-три, 2. Раз-два-три,
Не зевай! Не спеши,
Поиграл – Как играть —
Передай! Покажи!
Музыкальная игра «Карусели»
музыка С. Волшиной
Дети стоят в кругу, взявшись за руки – построили «карусели». Ритмично декламируют без музыки:
Карусели, карусели,
Мы с тобой на лошадь сели
И по-е-ха-ли!
Звучит музыка «Лошадки».
Дети поворачиваются друг за другом и скачут прямым галопом по кругу. С окончанием музыки останавливаются, снова берутся за руки, строят «карусель». Декламируют:
Карусели, карусели
Мы с тобой в машину сели
И по-е-ха-ли!
Звучит музыка «Автомобили».
Дети поворачиваются друг за другом, «берут» в руки рули и двигаются топающим шагом по кругу. С окончанием музыки останавливаются, снова берутся за руки, строят «карусель». Декламируют:
Карусели, карусели
Мы с тобой на поезд сели
И по-е-ха-ли!
Звучит музыка «Поезд».
Дети поворачиваются друг за другом, сгибают руки в локтях, делают ими круговые движения, двигаются топающим шагом по кругу. С затиханием музыки «подъезжают» останавливается. В конце дети говорят «Ту-ту!»
Дети очень любят водить хороводы. Ведь в них раскрывается заинтересованность детей, происходят обучающие моменты, раскрываются таланты. Предложите детям поучаствовать в хороводах, доставьте им радость.
Хоровод «Как на нашем на лугу»
Дети стоят в кругу. В середине круга находится ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь», он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключение поется 2 куплет. Пляшут все дети.
Как на нашем на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поем
И в ладоши громко бьем.
Оля, Оля веселей!
Своих ножек не жалей
Поклониться не забудь,
Выбирай кого-нибудь.
Как на нашем на лугу
Заплясали все в кругу.
Все мы пляшем и поем
И в ладоши громко бьем.
Хоровод «МИШКА»
исполняется на любую мелодию
Мишка по лесу идет
И корзиночки несет — дети идут вперевалочку по кругу
Ходит мишка по тропинке,
Ищет ягодку малинку. — смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам
Любит мишка сладко есть — гладят ладошкой живот
Ой, как много ягод здесь
Ну-ка, ягодка-малинка — манят рукой
Полезай скорей в корзинку. — собирают ягоды
Мишка годы собрал — показывают руки и покачиваются вправо-влево
И от счастья зарычал:
«Р-р-р! Да-да-да!» — рычат и кивают головой
Очень ягодка вкусна — кружатся и кланяются на последние слова
Надеюсь, что эта подборка народных музыкальных игр и хороводов для детей станет вашим подспорьем летом. Ведь в тёплую погоду так приятно проводить время на улице, набираясь сил и хорошего настроения! Желаем вам, чтобы лето оставило яркий след в памяти детей!
Материал подготовила
музыкальный руководитель
Тюрина Л.В.