Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувства, мысли, развивает в игре речевые навыки.
При помощи дидактической игры дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т. д.
В незатейливой домашней обстановке в игровой форме можно расширить бытовой словарь малыша. Ребенок с удовольствием поиграет с вами в такие игры: «Уложим куклу спать», «Поучимся заваривать чай» и др., в которых показываются реальные действия на реальных предметах. Добиться необходимых результатов поможет наша с вами, уважаемые родители, совместная деятельность.
Хочу предложить вам некоторые дидактические игры для совместной игровой деятельности со своим ребенком. Это время, я думаю, вы проведете с пользой не только для ребенка, но и для себя.
1.’’Волшебный кубик’’
Игровой материал: кубик с картинками на каждой грани
Правила: ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани и произнести соответствующий звук.
Ход:
Ребенок вместе с родителем произносит: ’’Вертись, крутись, на бочок ложись’’, — и кидает кубик. На верхней грани, например, изображена ворона. Взрослый спрашивает: ’’Кто это? ’’ и просит с имитировать, как она кричит.
2.’’Что внутри? ’’
Игровой материал: предметные картинки.
Правила: родитель показывает карточку, а ребенок отвечает, что или кто может быть внутри показанного предмета.
Можно прибегнуть к помощи компьютера, т. е. сделать презентацию.
/показ презентации/
3.’’Загадки-обманки’’
-Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый… слон /медведь/
-Быстрее всех от страха несется… черепаха /заяц/
-В теплой лужице своей громко квакал… муравей /лягушонок/
-Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку… еж/жираф/
-Под луною песню петь сел на веточку… медведь /соловей/
-На заборе поутру кукарекал… кенгуру /петух/
-Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… лисица /белка/
В игре у ребенка активизируется речевая деятельность, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание.
Речь ребёнка – это показатель его развития.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.