Дидактические игры, направленные на развитие речи

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувства, мысли, развивает в игре речевые навыки.

При помощи дидактической игры дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т. д.

В незатейливой домашней обстановке в игровой форме можно расширить бытовой словарь малыша. Ребенок с удовольствием поиграет с вами в такие игры: «Уложим куклу спать», «Поучимся заваривать чай» и др., в которых показываются реальные действия на реальных предметах. Добиться необходимых результатов поможет наша с вами, уважаемые родители, совместная деятельность.

Хочу предложить вам некоторые дидактические игры для совместной игровой деятельности со своим ребенком. Это время, я думаю, вы проведете с пользой не только для ребенка, но и для себя.

1.’’Волшебный кубик’’

Игровой материал: кубик с картинками на каждой грани

Правила: ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани и произнести соответствующий звук.

Ход:

Ребенок вместе с родителем произносит: ’’Вертись, крутись, на бочок ложись’’, — и кидает кубик. На верхней грани, например, изображена ворона. Взрослый спрашивает: ’’Кто это? ’’ и просит с имитировать, как она кричит.

2.’’Что внутри? ’’

Игровой материал: предметные картинки.

Правила: родитель показывает карточку, а ребенок отвечает, что или кто может быть внутри показанного предмета.

Можно прибегнуть к помощи компьютера, т. е. сделать презентацию.

/показ презентации/

3.’’Загадки-обманки’’

-Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый… слон /медведь/

-Быстрее всех от страха несется… черепаха /заяц/

-В теплой лужице своей громко квакал… муравей /лягушонок/

-Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку… еж/жираф/

-Под луною песню петь сел на веточку… медведь /соловей/

-На заборе поутру кукарекал… кенгуру /петух/

-Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… лисица /белка/

В игре у ребенка активизируется речевая деятельность, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание.

Речь ребёнка – это показатель его развития.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.