Понятие «эмоциональный интеллект» возникло относительно недавно, но внимания к нему становится все больше. Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, понимать намерения и желания, как других людей, так и собственные.
Развитие данной способности актуально для людей любого возраста, так как люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны поддерживать взаимоотношения с окружающими за счет умелого обращения с эмоциями других; они умеют работать в команде и улаживать конфликтные ситуации; умеют справляться со своими чувствами, сохранять эмоциональный баланс (способны быстрее восстановить положительный эмоциональный фон после каких-либо огорчений); способны сопереживать и понимать, чего хотят или в чем нуждаются другие; считывают не только какие-то внешние проявления эмоций (мимику, жесты), но и реагируют на причины, которые вызывают эти эмоции. Все эти умения и качества способствуют успеху, как в личной, так и в профессиональной жизни в современном обществе.
Многие исследования подтверждают то, что уровень эмоционального интеллекта закладывается в детстве. Поэтому очень важно уделить внимание развитию данной способности у детей.
Как же развивать эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста?
Прежде всего, родителям важно понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая эмоция, которую испытывает ребенок, важна и необходима для его полноценного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Для развития у ребенка способности понимать свои чувства родители могут:
— рассказывать о чувствах и эмоциях используя различные картинки и игрушки;
— организовать совместный просмотр мультфильмов, чтение сказок с насыщенным эмоциональным содержанием;
— озвучивать как свои, так и чувства ребенка в различных состояниях: «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен», «Бабушка очень рада, что ты к ней приехал» и т.п.
— каждый день спрашивать у ребенка «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».
Для понимания чувств других с ребенком можно обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов, что они чувствовали в той или иной ситуации, сравнивать эмоции и чувства с природными явлениями, рисовать их и лепить.
Родители являются моделью для подражания ребенка. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Поэтому взрослому необходимо научить ребенка приемлемым способам выражения эмоций, озвучивать свои эмоции так же как и эмоции ребенка: «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Сейчас я очень сержусь, потому что ты меня не слушаешь».
Для развития умения управлять собственным поведением можно подобрать вместе с ребенком способы поднятия настроения (послушать веселую музыку, потанцевать), приемлемые способы для избавления от негативных эмоций (нарисовать злость и заштриховать рисунок или разорвать листочек, потопать ногами).
Взаимодействовать с окружающими, устанавливать и поддерживать межличностные отношения ребенок учится в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми, благодаря чтению литературы и просмотра мультфильмов на тему дружбы и друзей.
Развитию эмоционального интеллекта у детей так же способствуют различные игры, где ребенку необходимо угадать эмоцию, которую показывает другой, или самому показать различные эмоции, рассказать в каких ситуациях он радуется, злится, боится.
Материал подготовила педагог — психолог Кобзарь А.В.