Невозможно представить себе счастливое детство без игрушек, ведь игрушка для ребенка это не только источник радости и удовольствия, приковывающий к себе внимание, не только объект для организации времяпровождения и игры, но это еще и средство обучения и развития ребенка. Игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, узнать что-то новое, получить практический опыт, с помощью игрушек развивается мелкая моторика рук и познавательные процессы, воображение, вырабатываются навыки общения со сверстниками и взрослыми.
В современном мире изобилия игрушек очень легко потеряться, и порой родителям хочется купить как можно больше различных игрушек, но все ли игрушки являются «правильными» и «необходимыми» ребенку? Именно поэтому, родителям необходимо быть более внимательными и проявлять осознанность при выборе игрушек, что бы они принесли максимальную пользу для ребенка.
Покупая игрушку, родители должны четко представлять, что с ней будет делать ребенок и какая задача у данной игрушки. Все игрушки условно можно разделить на три группы:
1) Игрушки развивающие моторику и интеллектуальные способности. Это различные кубики, пирамидки, шнуровки, трансформеры, конструкторы и пазлы;
2) Игрушки направленные на понимание норм общения с людьми и поведения в социуме, способствующие личностному развитию, познанию окружающего мира: различные куклы с домиками, плюшевые игрушки, машинки и железная дорога, наборы доктора и парикмахера, магазины;
3) Игрушки укрепляющие физическую форму ребенка: скакалки, разнообразные мячи, обручи, бадминтон и т.д.
Для трехлетнего ребенка наиболее важны игрушки первой группы, а для ролевых игр пятилетних детей – из второй группы. Однако для гармоничного развития у ребенка любого возраста должен быть игровой инвентарь из каждой группы.
На что следует обращать внимание при выборе игрушек:
1) возраст ребенка
Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка, поэтому обязательно необходимо обращать внимание на возрастную маркировку на игрушках. Так, к примеру, игрушки для самых маленьких должны быть прочными и не иметь маленьких деталей, которые можно оторвать и проглотить. Также, например, при покупке игрушки в виде какого-либо мультипликационного героя или героя фильма, подумайте, какие возрастные рамки данного фильма, и какие характеристики и качества несет в себе этот герой, возможно данная игрушка будет более актуальна и желанна для ребенка 8-9 лет, а не для малыша 4-5 лет. Тоже касается конструкторов, каких-то сборных моделей самолетов и т.п. – они не должны быть очень сложными для самостоятельной игры и деятельности ребенка, они должны соответствовать возрасту.
2) качество и безопасность игрушки
При выборе игрушек обязательно необходимо обращать внимание на качество изготовления, материал и безопасность игрушки для здоровья ребенка. Игрушка должна иметь правильную форму, гладкую поверхность, без острых и режущих краев, а также она должна быть выполнена из максимально экологичного материала. Все детали должны быть надежно прикреплены и правильно функционировать.
3) простота и доступность игрушки
Игрушка не должна содержать в себе чрезмерное количество различных свойств и качеств, перенасыщенность функционалом и разнообразием в одном объекте может дезориентировать ребенка, такая игрушка не будет считаться развивающей. Игрушка должна быть понятна малышу и доступна в использовании. Лучше предложить ребенку несколько игрушек, имеющих понятные функции. Это правило особенно следует учитывать при выборе игрушек для детей младшего дошкольного возраста.
4) этическая и эстетическая сторона игрушек
Игрушка является неотъемлемым участником не только в развитии, но и в воспитании ребенка, и поэтому она должна вызывать добрые и позитивные чувства, развивать гуманные качества. Поэтому не рекомендуется покупать игрушки, которые могут стимулировать асоциальные действия и чувства: жестокость, агрессивность, вызывать страхи.
5) стимулирование активности
Игрушки должны не только приносить радость ребенку, но и стимулировать физическую и умственную активность. Так необходимо выбирать игрушки, которые будут выполнять развивающую задачу, но при этом соответствовать как возрастным потребностям ребенка, так и его личным предпочтениям.
6) стимулирование самостоятельности
Игрушка должна стимулировать желание ребенка действовать самостоятельно и решать наиболее сложные задачи, так игровой процесс должен протекать со значительной долей самостоятельных действий ребенка. Если же в игре с предметом постоянно требуется посторонняя помощь, то к такой игрушке ребенок быстро утратит интерес, так как самостоятельные действия ребенка не принесут желаемого результата.
Приобретая ребенку очередную машинку или куклу, взрослому стоит задуматься, а чем данная игрушка отличается от ранее приобретенных, какие новшества она внесет в мировоззрение маленького человечка и будет ли она действительно полезной, или она практически такая же, как большинство игрушек уже имеющихся у ребенка. Родителям следует помнить, что любая игрушка – это неотъемлемая часть детского мира. От собственных рук взрослых зависит, каким же станет этот прекрасный сказочный мир.
Материал подготовила педагог-психолог Кобзарь А.В.