Дети с расстройствами аутистического спектра играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все-таки, зная, во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры.
Имитация:
- бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как я
- подражание стуку, ритмичное стучание по столу или кастрюле ложкой
- поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться
- нажми, бей, отрывай, складывай, пинай, доставай…
- звукоподражание взрослому: любой звук, ш-ш-ш-ш, звук индейцев ладошка по рту и т.д.
- имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы и т.д..
- хлопать в ладоши, полетели-полетели, сорока-белобока…
- руки вверх, вниз, в стороны, руки в боки, плавание и марширование
- воздушный поцелуй, пока-пока, приветствие
- рисовать подражая например линию, кривую, волну
- показать носик, ушки, глазки у куклы или мишки
- игра в куклы по образцу, две пары кукол и одеяла, уложить бай, накормить
- имитация с пластилином, скатать колбаску по примеру, блинчик, чередовать, втыкать соломинки, спички по примеру
- открыть рот, высунуть язык, вытянуть губы, постучать зубами и т.д., тренируется перед зеркалом
- улыбка, мотание головой нет-нет, кивнуть -да, указательный жест
- имитация с игрушками: покатать машинку, постучать мячом, подкинуть шарик и т.д.
- поздороваться за руку, показать сколько годиков, вверх большой палец, разжать и сжать кулаки
- закрыть лицо руками, прыгать, поднимать одну руку или ногу, скрещивать руки и ноги…
- с предметами и игрушками: положи в ведро, позвени, по тряси, бей в барабан, толкай машинку, помаши флажком, стукни ложкой или молотком, собери, сложи…
- с бытовыми вещами: надень шляпу, поднеси трубку к уху, пей из чашки, подуй, расчеши волосы, почистить зубы, вытри рот, отряхни ручки…
Понимание, восприятие:
- реагировать на имя, откликаться на зов
- выполнять простые инструкции и просьбы
- указательный жест на желаемый предмет
- подойти по речевому зову, тренируется с помощником
- садись, стой, иди по команде
- соотношение предметов, дай аналогичный предмет, где пара?
- дай, положи, возьми, сложи по просьбе
- реагировать на вопрос где? (Предмет, носик, мама и т.д.)
- различать имена близких
- узнавать по фото членов семьи и себя
- приносить и давать предметы по просьбе: машинка, ботинок, мячик, кукла, чашка и т.д.
- осознания себя, своего тела рисование контура ребенка, ручек, лица, ножек
- узнавание себя в зеркале
Моторика мелкая и крупная:
- ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к маме или стене
- кегли из предметов быта-разбивать мячом
- игра в футбол, баскетбол, гольф, хоккей и т.д.
- спускание и поднимание по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки, качалки
- игры с водой, льдом, под краном, в тазике, с емкостями, переливание в разные чаши, вливание, смешивание, купание
- складывать бусин, мелких предметов, камушков, пуговок, бобов в маленькие коробочки, бутылочки, яичный домик
- кидание предметов в коробку или банку, складывание в чеплашки или мешочек, копилки
- рисование пальцами, кисточкой, карандашами, маркером, разукрашивавшие и т.д.
- клеить наклейки в контуры и просто так, различные книжки с наклейками
- рисование пальцами и ладошками
- красиво оформленный сундучок или коробка, мешочек, которые содержат различные мелкие предметы.
- рисовать на своем теле, это помогает лучше узнать себя
- игры с конструктором, мозаиками, магнитами на холодильник, магнитной азбукой и т.д.
- пластилин, желе, тесто: трогать, мять, рвать, резать «ножичком», катать колбаски, шарики, высаживать мелкие предметы или крупу, размазывать и придавливать шаблонами…
- пересыпание круп, игры с ватой, бусинами, пуговицами
- прищепки на коробку или банку надевать и снимать
- закручивать и откручивать крышки, болтики и винтики
- нажимать кнопки, открывать двери, выключатели, ключик в замочек и т.д.
- нанизывать на шнурок пуговицы или бусины, петельки, крючки, липучки.
- складывать бумагу пополам, резать ножницами…
игры с «живым» кинеститическим песком, очень приятный и любимы аутистами материал (ищите в интернете)
Познание мира:
- простая сортировка из двух или трех предметов (пуговицы, бусины, столовые приборы, обувь, цвета и т.д.)
- соотношение предметов и картинки
- раскладывать картинки или предметы по классам (например одежда, животные, предметы быта)
- читать отдельные слова, находить пару слово-предмет, слово-слово, выкладывать буквы по контурам
- класть кубики, лего, предметы на отмеченное место, контур (обрисовать любые предметы)
- находить не идентичные пары предметов (ботинки но разные, ложки но из разных материалов)
- чья мама, чей хвостик, лишний предмет из нескольких и т.д.
- сортёры, пазлы, вкладыши, головоломки
- строить кубики по образцу, линии, мостики, башни
- соотношение фигур по величине, матрешка, стаканчики, коробочки…
- игры в лото, домино, положить на соответствующую картинку
- распознавать звуки, в разные коробочки насыпать разное содержимое и погреметь
- узнать музыкальный инструмент, повторить разное количество стуков, например ложкой по столу
- соотношения по размерам от большего к меньшему или наоборот, с образцом и без
Социальные отношения, общение
- Физический контакт, сделайте его приятным постепенно, щекотушки, подкидывания, возня, ку-ку, догонялки, самолет полетели-полетели или наездник на лошадке.
- Целовашки, научите вашего ребенка целоваться, обниматься, хвалите, пусть целует и папу и маму по просьбе, бежит в объятия.
- Помогать маме, например выбрасывать мусор, вещать белье, поливать цветы. Хвалите за помощь!
- Игра в прятки, выберите три места в комнате, нужен помощник, который спрячется вместе с ребенком, ищете малыша, активно радуйтесь, обнимайте, хвалите ребенка, потом сами спрячьтесь в тех же местах и пусть ребенок найдет вас вместе с папой.
- Совместная игра в машинку, куклу спать и кормить, по очереди строить башню, пинать мяч, катать с гладильной доски мишку и т.д.
- Перетягивание веревки или полотенца кто сильнее.
- Брызгаться водой, купаться в бассейне, море вместе с ребенком.
- Давать и брать предметы, хвалите если ваш ребенок что то вам принес по просьбе или по своей инициативе, давайте ему что то положить, взаимодействуйте.
- Провоцируйте просьбы и контакт, прячьте нужные детали от пазлов, часть вагонов поезда, ставьте высоко, но на видное место то, что интересно ребенку. Тогда он будет обращается за помощью чаще.
- Обучите ребенка показывать где у него болит, засуньте под футболку или привяжите к ножке игрушку. Как только ребенок заметит предмет, спросите «Что то мешает? Где бо-бо? Мама поможет! » И устраните неудобство. Делайте это упражнение до тех пора пока ребенок не поймет, что надо обратится за помощью к маме.