Как научить ребенка общаться и дружить со сверстниками?

Общение сверстниками имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Если у ребенка есть друзья, то он чувствует себя счастливым, нужным. Во взрослой жизни он более коммуникабелен, лучше приспосабливается к новым условиям, вливается в коллектив.

Для того чтобы ребенок научился дружить, нужно обязательно рассказать ему об этой самой дружбе как можно подробнее, чтоб он понял, что это такое, как он должен вести себя с другом. Будет полезным смотреть мультфильмы, читать рассказы, сказки о дружбе. Вся полученная информация будет накапливаться, станет формироваться правильное представление о друзьях и дружбе в целом.

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения со сверстниками, вел себя с достоинством, следует неустанно вкладывать в ребенка общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». 

Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:

  • Играй честно.
  • Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего. 
  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы. 
  • Не хочешь — не делись, но тогда и не бери чужое.
    Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись в игру, в этом нет ничего постыдного.
  • Чаще говори: «давай вместе играть, давай дружить». 
  • Не начинай драку первый — старайся словами объяснить, что тебе не нравится.
  • Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься.

Готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако, вы все же можете помочь своему ребенку найти общий язык со сверстниками выполняя следующие рекомендации:

1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться.

2. Делиться игрушками — еще один шаг навстречу другим. Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте ребенка делиться, но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.

3. Научите своего ребенка мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Для этого можно выучить с ребенком различные «мирилки»:

                           Хватит нам уже сердиться,
                           Веселятся все вокруг!
                           Поскорей давай мириться:
                          — Ты мой друг! И я твой друг!
                           Мы обиды все забудем
                           И дружить, как прежде будем!

4. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, смотрите вместе мультфильмы про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения.

5. Объясняйте ребенку, что нельзя бить, толкать, кусать, щипать – нарочно причинять боль другому. Но также необходимо объяснять ребенку, что словом тоже можно сделать больно. Это значит, нельзя оскорблять, насмехаться, обзывать, то есть специально заставлять переживать и страдать других.

6. Учите ребенка навыкам поведения в коллективе. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, дошкольнику может просто не приходить в голову. Расскажите, как себя вести в разных ситуациях, а лучше разыграйте вместе с ребенком сценки, например, отобрали игрушку, обозвали обидным словом, сделали комплимент. Поясните, как реагировать на все эти ситуации, чтобы завоевать уважение и симпатию окружающих.

Развивайте у ребенка уверенность в себе и коммуникативные навыки, показывайте личный пример доброжелательного отношения к окружающим людям, поддерживайте ребенка, и тогда он непременно найдет свой круг общения в детском коллективе!

Материал подготовила педагог-психолог Ягофарова А.В.

Вам также может понравиться