Общение сверстниками имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Если у ребенка есть друзья, то он чувствует себя счастливым, нужным. Во взрослой жизни он более коммуникабелен, лучше приспосабливается к новым условиям, вливается в коллектив.
Для того чтобы ребенок научился дружить, нужно обязательно рассказать ему об этой самой дружбе как можно подробнее, чтоб он понял, что это такое, как он должен вести себя с другом. Будет полезным смотреть мультфильмы, читать рассказы, сказки о дружбе. Вся полученная информация будет накапливаться, станет формироваться правильное представление о друзьях и дружбе в целом.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения со сверстниками, вел себя с достоинством, следует неустанно вкладывать в ребенка общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
- Играй честно.
- Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
- Не хочешь — не делись, но тогда и не бери чужое.
Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись в игру, в этом нет ничего постыдного. - Чаще говори: «давай вместе играть, давай дружить».
- Не начинай драку первый — старайся словами объяснить, что тебе не нравится.
- Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься.
Готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако, вы все же можете помочь своему ребенку найти общий язык со сверстниками выполняя следующие рекомендации:
1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться.
2. Делиться игрушками — еще один шаг навстречу другим. Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте ребенка делиться, но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.
3. Научите своего ребенка мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Для этого можно выучить с ребенком различные «мирилки»:
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мой друг! И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
4. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, смотрите вместе мультфильмы про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения.
5. Объясняйте ребенку, что нельзя бить, толкать, кусать, щипать – нарочно причинять боль другому. Но также необходимо объяснять ребенку, что словом тоже можно сделать больно. Это значит, нельзя оскорблять, насмехаться, обзывать, то есть специально заставлять переживать и страдать других.
6. Учите ребенка навыкам поведения в коллективе. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, дошкольнику может просто не приходить в голову. Расскажите, как себя вести в разных ситуациях, а лучше разыграйте вместе с ребенком сценки, например, отобрали игрушку, обозвали обидным словом, сделали комплимент. Поясните, как реагировать на все эти ситуации, чтобы завоевать уважение и симпатию окружающих.
Развивайте у ребенка уверенность в себе и коммуникативные навыки, показывайте личный пример доброжелательного отношения к окружающим людям, поддерживайте ребенка, и тогда он непременно найдет свой круг общения в детском коллективе!
Материал подготовила педагог-психолог Ягофарова А.В.