Общение со сверстниками имеет большое значение в жизни каждого ребёнка. Дружба является прекрасным средством для социализации ребёнка, и в дошкольном возрасте ребёнок получает не только первый опыт общения и взаимодействия с другими детьми, но и учится дружить. И в этом взрослые могут ему помочь.
Если у ребёнка есть друзья, то он чувствует себя счастливым, нужным и с радостью идёт в детский сад, так как там его ждут «первые друзья».
Для того чтобы ребёнок научился дружить и понимал что же это такое, что бы у него сформировалось правильное представление о дружбе в целом, родителям обязательно необходимо как можно подробнее рассказывать о том, что же такое дружба, как нужно себя вести с другом. Кроме этого детей с детства нужно учить уважительно относиться к окружающим, а также ценить и помогать своим близким. Готовых инструкций о том, как завести друзей и как «правильно» дружить не существует. Однако, вы все же можете помочь найти ребёнку общий язык со сверстниками выполняя следующие рекомендации:
* смотрите мультфильмы, читайте рассказы и сказки о дружбе, и обсуждайте их содержание с ребёнком, анализируйте поступки и поведение главных героев.
* познакомьте ребёнка с общеизвестным принципом поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», при этом объясните, почему важно придерживаться такого правила в своём поведении и поступках.
* помогите ребёнку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
— играй честно;
— не дразни других и не обижай;
— не отнимай чужого, но и своё без вежливой просьбы не отдавай;
— не хочешь делиться — не делись, но тогда и не бери чужое;
— если не зовут играть — попросись;
— чаще другим говори: давай играть вместе, давай дружить;
— не начинай драку первый — старайся словами объяснить, что тебе не нравится;
* совместно с ребёнком придумайте «правила дружбы» или «правила общения» и постарайтесь мотивировать ребёнка соблюдать их, объясните, почему это важно.
* учите ребёнка знакомиться, объясните ему, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом, то вряд ли захотят общаться.
* выучите с ребёнком разные мирилки, объясните, почему в случае проступка обязательно нужно попросить прощения и помириться, и как это можно сделать.
* не забывайте, что родители являются примером для ребёнка, поэтому рассказывайте о своих друзьях в детстве, как вы познакомились, как играли. При этом можно рассказывать не только положительный опыт, но и рассказывайте о сложных моментах, что бы ребёнок знал как бывает в жизни.
* объясняйте и рассказывайте ребёнку, как ему реагировать и вести себя в разных ситуациях: отобрали игрушку, обозвали и т.п. Лучше такие ситуации обыграть. Поясните, как реагировать в таких ситуациях чтобы завоевать уважение и признание других.
* объясняйте ребёнку, что нельзя других бить, щипать, толкать — нарочно причинять боль. Так же необходимо объяснить ребёнку, что словом тоже можно сделать больно другому. Это значит, что нельзя обзывать, насмехаться, что нельзя специально заставлять переживать и страдать другого.
*поддерживайте ребёнка, интересуйтесь его друзьями и тем, как они совместно проводят время, беседуйте на тему дружбы.
Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребёнка во взрослой жизни.
Материал подготовила педагог-психолог Кобзарь А.В.