Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно… Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой в любом случае есть очень много пользы — особенно, если они организованы так, что учитывают потребности ребенка.
Каждый родитель хочет для своего ребенка только лучшего. И когда вопрос встает о том, чем бы полезным занять ребенка, занятия музыкой будут одни из первых в списке, потому что:
- занятия музыкой безопасные,
- они развивают память и творческое мышление,
- способствуют разностороннему развитию,
- помогают воспитать волю, упорство, трудолюбие и банально – поднимают настроение.
Зачем нужны музыкальные занятия, если мы не планируем вырастить музыканта?
Вообще-то, всем детям стоит заниматься музыкой. Музыкальные занятия — это не только тренировка слуха. Хороший слух и чувство ритма — дополнительный инструмент развития детского мышления, моторики, воображения.
На занятиях для детей 2−4 лет обычно не занимаются именно музыкой. Скорее музыка и звук используются как инструмент взаимодействия с детьми. Например, на занятиях мы поем песни, озвучиваем сказки, стараемся передать то настроение, которое у нас есть на данный момент, или, например, игра или сказка сопровождаются перебором аккордов. Музыка — это язык, который можно использовать для коммуникации. А музыкальные занятия — такая же тренировка навыков: нужно просто время и пространство, подходящая среда, чтобы ребенок смог в этих условиях развить свои навыки. Музыкой можно заниматься для удовольствия, для хорошего настроения, для развития. Мы же не будем запрещать ребенку ходить, если он еще не научился бегать, или бегать, если не планируем, что он станет олимпийским чемпионом?
Когда начать знакомство с музыкой?
Начинайте как можно раньше! Пока ребенок еще у мамы в животе, пойте ему колыбельные. Уже в середине беременности ребенок слышит звуки, воспринимает голос матери. Да, внутри все звучит немного по-другому, но малыш родится — и узнает ваш голос. К тому же у него там отличная «аранжировка» в виде ритма сердца, других звуков внутренних органов. Есть даже такое направление — перинатальная музыкальная терапия, она изучает влияние музыки на внутриутробное развитие. Потом малыш рождается — и ему снова можно петь. Во время пения у мамы, как и во время грудного вскармливания, выделяется окситоцин, гормон привязанности, который помогает установить связь между ней и ребенком: пение становится дополнительным «мостиком» между ними.
Ребенок растет — и его музыкальное развитие продолжается в виде игры, с помощью взаимодействия с простыми музыкальными инструментами — металлофоном, перкуссией. Отличная идея — петь песенки про самого ребенка, придумывая их на ходу, так у него появится дополнительный стимул к проявлению внимания, слушанию.
А если ребенок не хочет заниматься?
Если ребенок не хочет слушать музыку или заниматься — конечно, не нужно его заставлять! Так можно сформировать только отрицательные впечатления о занятиях, вызвать негативную реакцию. Не только музыкой не стоит заставлять заниматься, а ничем — пусть все занятия проходят только в игровой форме, ненавязчиво, фоново. Чтобы музыка была скорее приятным дополнением в обычной жизни ребенка, вызывала у него интерес и радость. Потому что на этом этапе развития играть и получать радость — это основная деятельность детей!
Но тогда встает важный вопрос:
Как увлечь ребенка, чтобы ему действительно нравилось заниматься музыкой?
1. Прежде всего, чтобы ребенок увлекся музыкой – она должна присутствовать в его жизни.
Постарайтесь максимально «сблизить» ребенка и музыку. Включайте ее дома, в машине, по возможности водите его на концерты. Как только вы увидите, что он постукивает в такт или напевает мотив – смело можно начинать обучение.
2. Следующий немаловажный пункт, который поможет в обучении музыке – это поддержка инициативы.
Например, в театре во время антракта можно подойти к оркестровой яме и поближе показать ребенку различные инструменты и рассказать о некоторых из них более детально.
3. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей.
Когда к вам придут в гости – обязательно устройте «мини-концерт» с маленьким виртуозом, объявив его как на настоящем представлении. Это действительно поощрит его.
4. Попросите ребенка «подучить» вас.
Это отличный психологический прием – так ребенок лучше усвоит тот или иной прием игры и заодно будет гордиться собой, когда будет понимать что-то лучше, чем взрослые. А главное, будет расти тяга к музыкальным знаниям и умениям.
5. Подойдите к процессу обучения творчески.
Попробуйте объединить музыкальные занятия с другими занятиями, которые нравятся вашему ребенку. Например, вы можете вылепить ноты из пластилина, а не просто рисовать их, а затем прикреплять к доске, на которой заранее будет прорисован нотный стан. Можно вырезать ноты из бумаги и соединять их в самодельной модели-аппликации.
6. Не забывайте, что дети очень энергичны и любят постоянное движение.
Занятия музыкой чаще всего – статичны и требуют усидчивости. Для того, чтобы ребенок «не устал от скуки», вам следует продумать его режим дня, где веселое и полезное будет чередоваться. Дайте ему перерыв – поиграть, побегать, повеселиться. И тогда, после активного отдыха ему будет легче и интереснее посидеть за инструментом.
7. Поощряйте увлечения вашего ребенка.
Купите ребенку красивую тетрадку для занятий, яркий аксессуар для инструмента – подушечку для скрипки, собственный смычок — что угодно. Это вдохновит его на «подвиги» и ему будет в разы приятнее заниматься музыкой.
Безусловно, залогом заинтересованности ребенка в музыке будет совокупность нескольких из перечисленных выше вариантов – ведь подход к каждому ребенку индивидуален, помните это, и обязательно верьте в своего ребенка – он почувствует это даже на подсознательном уровне.
Материал подготовила музыкальный руководитель Камышникова И.Г.