Возрастные кризисы – это закономерные и необходимые этапы развития каждого человека. Это период появления новых потребностей, качеств, переход к новой фазе развития в связи с изменением привычной социальной ситуации.
Насколько остро и длительно будет протекать возрастной кризис зависит, как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от поведения окружающих его взрослых (родителей, педагогов).
В 6-7 лет ребенок проживает кризисный период обусловленный переходом из дошкольного возраста в младший школьный.
На данном кризисном этапе развития ребенок стремительно приобретает новые черты, которые характерны для взрослых. Психика дошкольника теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Ребенок учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Основные проявления кризиса:
- Повышенная утомляемость, замкнутость;
- Непослушание и упрямство, протестные реакции;
- Стремится казаться взрослее, обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- Копирование взрослых, подражание их манерам;
- Негативное восприятие критики и замечаний;
- Игнорирование просьб;
- Раздражительность и вспышки гнева;
- Повышенная тревожность;
- Возрастной кризис – это временное явление, которое проходит, его просто надо пережить, проявив мудрость и терпение.
- Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Поэтому родителям необходимо поддерживать ребенка, выслушивать его, ободрять.
- Пересмотреть обусловленность всех запретов, постепенно расширяя зону самостоятельности ребенка. Так как одной из причин острого протекания кризиса может быть несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка.
- Внимательно относиться к мнениям и суждениям ребенка, стараться его понять.
- Создавайте условия для интеллектуального развития и развития речи (развивающие игры и упражнения, чтение сказок, стихов, беседы).
- Поощряйте общение со сверстниками.
- Необходимо разбирать эмоциональные составляющие ситуаций. Учить ребенка обсуждать сложности, причины и следствия ситуации, управлять своими эмоциями.
- Не применяйте давление и упреки, высказывайте замечания по поводу действий ребенка без критики его личности.
- Уделите внимание психологической готовности ребенка к школе: рассказывайте ребенку о школе, что ему предстоит (с положительной окраской), чему он там может научиться, какие могут быть сложности и как можно с ними справиться.
- Необходимо поощрять самостоятельность и активность ребенка.
- Помните, что вы являетесь примером для своего ребенка, и он в общении во всем вам подражает. Поэтому старайтесь не демонстрировать ребенку негативные модели поведения.
- Ежедневно выделите время, когда вы сможете пообщаться с ребенком, о том, как прошел его день, что возможно его беспокоит. Это могут быть вечерние разговоры, беседы перед сном.
Результатом прохождения кризиса при поддержке родителей у ребенка образуются новые психические реакции и социальные навыки, которые помогут ему сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса; осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди сверстников в группе/классе; найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. В таком случае у ребенка может снизиться мотивация к обучению и самооценка, могут развиться комплексы, будут сложности в адаптации и в межличностном взаимодействии с окружающими.
Главная задача взрослых в период возрастных кризисов– помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание.
Подготовила
педагог-психолог А.В. Ягофарова