Мотивационная готовность к школьному обучению

Наличие школьной мотивации, то есть желания учиться – является одной из составляющей психологической готовности к школьному обучению, которая не менее важна, чем интеллектуальная готовность ребенка: запас знаний, достаточный уровень развития познавательных процессов, овладение основными мыслительными операциями.

Мотивационная готовность к школьному обучению – это сформированность и преобладание учебных и познавательных мотивов, а также сформированность социальных мотивов: потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса.

Многие дошкольники хотят идти в школу, потому что у них будет новый портфель, много ярких тетрадей и книжек, у них будет новый статус — «школьник», а значит, они стали более взрослыми и т.д. Привлекательность школьной атрибутики и желание занять новую социальную роль говорит о наличии у ребенка внешней школьной мотивации, и такая мотивация может быстро угаснуть, когда ребенок столкнется с первыми трудностями в учебе, когда в школе все станет привычным и обыденным. Внутреннюю школьную мотивацию можно описать как стремление к тому, что непосредственно связано с учебной деятельностью  (например,  получение удовольствия от приобретения новых знаний), стремление к достижениям и самореализации. Внутренняя мотивация имеет большое значение в дальнейшей учебе школьника, поэтому очень важно ее поддерживать и развивать.

Как повысить мотивацию учиться?

Перед поступлением в школу необходимо ребенку рассказать о том, что значит быть школьников, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять.

На доступных примерах ребенку можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Рассказывайте ребенку свой позитивный школьный опыт, расскажите, как используете полученные знания в повседневной жизни.

Прививайте ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивая его значимость для всех членов семьи.

Хвалите ребенка за успехи, поощряйте его старания и усердие, отмечайте то, что получается хорошо.  При неудачах и трудностях не ругайте ребенка, а поддерживайте, покажите, как это можно исправить, оказывайте помощь в возникших трудностях.

    Не сравнивайте ребенка с другими, развитию школьной мотивации способствует сравнение ребёнка с самим собой – следите за динамикой его школьных успехов и вместе оценивайте результаты.

          Воспитывайте у ребенка интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Поощряйте интересы ребёнка, расширяйте его кругозор, помогайте ребенку рассуждать самому, устраивайте тематические культпоходы и совместное чтение интересных книг, рассказывайте о том, что интересно вам, дополняйте информацию, полученную ребёнком на школьных занятиях, – чаще дарите друг другу радость познания чего-то нового!

          Способствуйте формированию у ребенка адекватной самооценки,  умению видеть границы своих способностей во время выполнения школьных заданий и в то же время верить в свои силы. Учите правильно относиться к возникающим трудностям – как к зоне роста и развития, а не глобальной неудаче.

Успехов вам и – больше веры в возможности своего ребенка!

Материал подготовила педагог-психолог Кобзарь А.В.

Вам также может понравиться