Тот факт, что вкушать пищу под музыку намного приятнее, чем в тишине, люди осознали давно. Но только недавно обнаружили, что музыка значит больше, чем просто атмосфера для еды, и стали изучать связи между звуком и вкусом.
Еще с античных времен музыка играла роль фона для пиров и праздников. В Древней Греции музыкантов и певцов обязательно приглашали на пиры-симпосии. Для развлечения гостей артисты исполняли легкую музыку на флейтах-авлосах, лирах, свирелях.
В Средние века выступления музыкантов тоже были непременной частью любого пира в знатном доме или на городском празднике. В Европе такие артисты назывались трубадурами и менестрелями, а у нас на Руси — скоморохами и гуслярами.
Вспомним былину о Садко. «Одно богатство у Садко — гусли звонкие. У него пальцы, что белые лебеди, опускаются на струны золоченые, у него голос, как ручей, бежит. Ходит Садко по домам на веселые пиры, на гуслях играет, песни поет, гостей потешает. На Руси пир без песни не водится, а лучше нет гусляра во Новгороде».
К концу XX века исследователям и шеф-поварам стало понятно, что музыка может намного больше. И одно дело — создавать с помощью певцов и исполнителей атмосферу. А совершенно другое — точно знать, какие именно звуки и каким образом воздействуют на наши вкусовые рецепторы, и умело этим управлять.
Музыка перестает быть фоном и становится одним из ингредиентов для создания вкусового ансамбля, сегодня мы наконец-то получили в руки вот такие «музыкальные специи»:
Низкие звуки добавляют в пищу нотки горечи.
Медно-духовые инструменты привносят шоколадно-кофейный оттенок.
Цитрусовый вкус связан с высокими трелями фортепиано.
Звук флейты усиливает сладость еды.
Восприятие еды также зависит от того, какие именно звуки она издает при приготовлении и подаче. Так, вода с громко шипящими пузырьками кажется вкуснее менее газированной, а хрустящий батон считается аппетитнее хлеба с мягкой корочкой.
А может быть, вы и сами хотите почувствовать себя музыкальными первооткрывателями? Это несложно. На кухне есть на чем сыграть! Вот несколько советов от профессионалов.
Аккуратно разбейте пару яиц с макушки, промойте скорлупу, всыпьте в получившиеся дырочки любую крупу или горох. Заклейте скотчем. Вот вам и маракасы!
Из крупных макарон каннеллони можно сделать свирель. Для этого нужно окунуть на секунду в кипяток один кончик и сплющить его, но не до конца, а чтобы получился свисток. На самой макаронине проделать горячей иголкой (толстой) дырочки. И можно играть!
Барабаны отлично получаются из половинок арбуза. Ну а дальше — как фантазия подскажет. Отличное развлечение с детьми после готовки.
А вот американский композитор Леонард Бернстайн в «Вестсайдскую историю» включил «Четыре рецепта для голоса и фортепиано». Слова для этих партий взяты из настоящей поваренной книги французского автора XIX века Эмиля Дюмонта «Хорошая кухня»». В общем, можно слушать и сразу готовить!
Вы никогда не замечали, что страсть к музыке и страсть к кулинарии часто встречаются у одних и тех же людей? И воспринимаете и то и другое схожим образом: ноты, нюансы, акценты, послевкусие, настроение, тональность… Вообще, музыка и кулинария связаны между собой гораздо крепче, чем мы все думали раньше.
Сегодня нам только приоткрывается огромное поле для творчества и экспериментов. И это вдохновляет. Потому что музыка и кулинария — это два самых понятных способа испытать искреннее наслаждение и получить самую большую радость в жизни.
Материал подготовила
музыкальный руководитель
Тюрина Лариса Викторовна