«Музыкальная импровизация в жизни дошкольника»

Импровизация — особый вид художественного творчества, когда произведение создается непосредственно в процессе исполнения.

Цель импровизации – активизация творчества детей. Основными видами импровизации дошкольника можно назвать танцевальное, песенное И театральное творчество в игровой деятельности. Они привлекают внимание детей воплощением собственного замысла, повышают эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивают певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Сегодня мы предлагаем вам некоторые игровые задания, которые можно использовать в работе с дошкольниками.

Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Машина.

Детям предлагается поиграть с автомобилем, погудеть («Би-би-би!»), затем взять разные по величине машины и показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяя наиболее удачные сочетания звуков, отличающиеся по высоте.

Птички.

Спеть на слог «ку-ку», как поёт большая птичка, как — птичка поменьше, как — совсем крохотная; при этом звучание должно отличаться по высоте.

Лошадки.

Проговаривать в разном темпе и ритме «цок-цок», поясняя, что сначала лошадка скачет быстро, а потом медленно, устало.

Баю-бай.

Напевать колыбельную кукле на слог «баю», подпевая ребёнку, закрепляя сочинённую им интонацию.

Ау!

Позвать друг друга («Ау, где ты?»), пропевая фразу в разной высотности и разным тембром.

Зоопарк.

Сочинить различные звукоподражания — большому тигру, маленькому тигрёнку, медведице и медвежонку, гусю и гусёнку и т. д.

Хорошо сочетать певческие и танцевальные импровизации одновременно. Малыши тут же стремятся создать музыкально-игровые образы, передавая характер одного персонажа несложным движением (повадки зверей, танцы заводных игрушек).
          Ближе малышам игры-потешки, которые можно проводить без музыкального сопровождения под мелодизированный текст, заменяющий мелодичный напев. В их основе — народные тексты, удобные доя интонирования. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста и одновременно закреплять двигательные навыки: прыжки, пружинку, дробный шаг, а в старшем дошкольном возрасте — поскок, галоп и др. Потешки дают возможность одновременно импровизировать и мелодию, и движения.

             Ребёнку старшего дошкольного возраста важно показать способы пользования голосом для создания выразительного художественного образа. Для развития песенного творчества детей можно предложить различные игровые задания.

          Кто как поёт (мяукает).

Звукоподражание большой или маленькой кукушке, кошке или котёнку и т. д.

          Песенки музыкальных инструментов.

Импровизация простейших попевок с подражанием звучанию барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки — на разные слоги, с разной интонацией, в высоком и низком регистрах.

          Знакомство.

Пропевание своего имени с использованием разных интонаций.

          Музыкальный разговор.

Один ребёнок поёт: «Ау, где ты?», другой отвечает: «Я здесь!». Затем дети меняются местами. Малыши, побуждаемые взрослым, стараются каждый раз придумывать новые интонации.

          Придумай попевку.

Импровизация мотива из двух-трёх звуков на слоги «ля-ля» в форме диалога между взрослым и ребёнком или между двумя детьми; при этом каждый старается придумать свой мотив, отличающийся от мотива, предложенного партнёром.

          Три медведя.

Нахождение для каждого персонажа нужной интонации (высокая, средняя, низкая), пропевание мотива на слог «ля» или на придуманный текст.

          Песни для игрушек.

Импровизация коротких попевок, небольших песенок в различных эмоционально-образных ситуациях с использованием различных интонаций, передающих настроение заданного образа.

          Закончи песенку.

Нахождение собственного варианта окончания песни на предлагаемый педагогом текст.

          Музыкальное приветствие.

Исполнение песенного приветствия от имени сказочного героя — Золушки, Дюймовочки, Великана, Мальчика-с-пальчик. Бабы Яги и т. д. Передача в пении характера персонажа с помощью нужных интонаций.

Еще один из видов импровизации для дошкольников является танцевальная импровизация. Танец – это творческий процесс, где используется творческое воображение детей, умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую активность. Дошкольники с удовольствием импровизируют под музыку, придумывая собственный свободный танец. У одних детей это получается достаточно грациозно, изобретательно, у других – несколько неуклюже и однообразно. Конечно, в этом проявляются врожденные данные – координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству. Одна из важнейших задач – поддержать интерес ребенка к самовыражению в музыкальном движении, помочь ему в освоении собственного тела как «музыкального инструмента».

Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний я использую творческие задания в танцевально — игровой импровизации. Вот некоторые из них:

Пляска.

Показать, как танцует или шагает кукла, напевая свою интонацию на слог «ля». Создавая игровые ситуации, педагог развивает музыкальные способности ребёнка.

Кто лучше?

Предлагаю детям придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шлягер (например: «Волшебник-недоучка», или «Жил да был один король»). Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке- чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.

Кто я?  

Педагог или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то (например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку) – это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

Обезьянка

Предложить одному ребёнку стать обезьянкой или зеркалом и повторять все, что делает ведущий: он шагает и обезьянка, поднимает руки – и обезьянка тоже. Данное игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно-неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Играющие могут поменяться ролями, когда правила игры становятся понятны ребенку. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка.

Игра с платком
Предложить детям любые платки (можно заменить шарфом) и попросить с помощью платка, движений, мимики изобразить: Бабочку, Лису, Принцессу, Волшебника, Бабушку. 

        Танцевальная импровизация – это радость общения. Дети общаются друг с другом, с музыкой, познают мир и самого себя, возможности своего тела. Яркие музыкальные образы будят воображение детей, доставляют немало радостных минут от возможности самовыразить себя в танце, проявить собственную фантазию, почувствовать свою значимость.

Театральная импровизация направлена на активизацию мышления, мимики, координации, взаимодействия нескольких персонажей. Вот некоторые этюды, позволяющие раскрыть творческие способности дшкольника.

      Волшебные руки

      Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он выполняет различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

     Разбуди мишку (игра со словом)

     Ребенок – «медведь» спит «в берлоге». Дети тихо подходят к нему, напевая слова песни. После окончания музыки раздается рычание «медведя». Дети убегают в домик, а медведь их догоняет.

Тихо – тихо вы идите,

Мишеньку не разбудите.

А к берлоге подойдем,

Топать ножками начнем!

Раз, два, три,

Раз, два, три!

Мишка, мишка, выходи!

Цветик – семицветик

Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку дети импровизируют, как только педагог выключает музыку дети замирают в красивых фигурах, кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.

Сварим кашу
          Педагог спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу «Ассорти».  Дети «превращаются» в выбранную каждым крупу, воспитатель — вода. Имитируя «кипящую воду», воспитатель приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) «крупу», которая «пыхтит»: 
          Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение         

И. Мазин «Гречневая каша»

Если печка, то печет. 
Если сечка, то сечет. 
Ну, а гречка? То гречет? 
Вот и нет, она растет. 
Если гречку собрать 
И в горшок положить, 
А потом эту гречку 
Водою залить. 
А потом еще долго, 
Долго варить. 
То получится каша, 
Любимая каша! 
В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы. 
Упражнение можно выполнять под «Польку» М. И. Глинки. 
 
В старшем дошкольном возрасте коллекция музыкальных образов значительно пополняется: 

Упражнение «КЛОУНЫ» (под «Канкан», муз. Ж.Оффенбаха) 
Поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители. Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую — с красными. 

          Таким образом, используя импровизацию, мы помогаем дошкольнику раскрыть вокальные, танцевальные, театральные задатки, данные природой.

          Импровизация доставляет радость общения, познания мира и самого себя. яркие музыкальные образы пробуждают воображение детей. Создайте ребенку возможность импровизировать, тем самым раскрыть внутренний мир и способности вашего малыша.

                                                                   Материал подготовила музыкальный руководитель Тюрина Л.В.

Вам также может понравиться