Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
Взрослые не должны забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное).
Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и потому он звучит «тяжело», не выразительно; могут даже возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко!
Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению учёных-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы. Каждому родителю полезно знать, что музыкальное воспитание имеет большое значение в эстетическом и нравственном становлении ребёнка. Разучивая с ребенком песенки, слушая музыку вы развиваете познавательный интерес , расширяете кругозор, закладываете фундамент близких, доверительных взаимоотношений, совершенствуете мышление и воспитываете эмоции.
Музыкальное воспитание способствует:
* развитию эмоций
* развитию речи
* развитию движений
* обогащению самостоятельной игры и деятельности детей
Каждый возраст имеет свои особенности:
Второй — третий год жизни
(1 младшая группа)
Певческие интонации возникают в новом качестве. У детей появляется подпевание, воспроизведение мелодии. Подстраивание к звукам голоса взрослого лежит в основе чистоты интонирования в пении, однако эти проявления носят случайный характер. 2х летние дети уже начинают подпевать подговаривая концы фраз. Репертуар становится разнообразнее и включает песни разной тематики для слушания.
Четвёртый год жизни
(2 младшая группа)
Пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным. Разучивая песни, дети должны петь естественным звуком, без напряжения и крика. Полезно развивать чувство метроритма, сопровождая пение движениями, выделяя сильную долю. Дети должны учиться слышать то, что поют, не перекрикивать друг друга, не отставать и не опережать друг друга, передавать характер песни. Песни должны быть в умеренном движении, фразы удобные по дыханию. Надо следить, чтобы ребёнок правильно брал дыхание перед фразами.
Пятый год жизни
(средняя группа)
Голос, слух и мышление продолжают развиваться. Необходимо помнить, что певческий голос ещё хрупок и нуждается в охране и требует негромкого звукоизвлечения. Нужно воспитывать заинтересованность, эмоциональное отношение к песням. Дети должны точно и выразительно интонировать, передавать содержание и настроение песни, петь протяжно, брать дыхание между музыкальными фразами, не прерывая их, ясно и правильно произносить слова, вместе начинать и заканчивать фразы. Песенные мелодии должны быть доступны по диапазону, мелодике и ритму. Образно-эмоциональный строй песни расширяется, включая песни игрового, веселого характера и протяжные.
Шестой год жизни
(старшая группа)
Голосовые связки ребёнка значительно укрепляются. Голос приобретает высокое, звонкое звучание, появляется тембр, укрепляется диапазон в пределах первой октавы, у некоторых звучат и более высокие ноты. Нужно добиваться освоения навыков — чистое и выразительное интонирование.
Седьмой год жизни
(подготовительная группа)
Пение в умеренной динамике, звучание естественное, лёгкое. Диапазон расширяется, но злоупотреблять крайними нотами не стоит. Развивается слух и музыкальная память. В голосе звонкость и напевность, но сохраняется открытое звучание.
На сайте я привожу песни: музыку с текстом, которые мы записали с музыкальным руководителем одного из моих знакомых детских садов. Евгения Александровна сыграла и спела для ваших детей. Если вы не ходите в детский сад — разучите песенки дома, вашему ребенку будет очень весело спеть их на праздник родным и близким. Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей человека, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Несколько советов взрослым - как петь с ребенком, чтобы не навредить его голосу:
- пойте негромко;
- пойте не очень быстро и не слишком медленно;
- пытайтесь интонацией подчеркнуть содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни - оживленно;
- пойте чаще;
- разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения;
- помните - чем понятней ребенку содержание песни, тем больше она ему нравится.
Голосовой аппарат имеет интегральную организацию: в процессе звукообразования одновременно задействованы все его составные части - дыхание, гортань, резонаторы, артикуляционный аппарат. По сути, звук голоса человека - это фонационный (озвученный) выдох, которому придают определенную окраску, объем резонаторы (грудной и головной) и артикуляционный аппарат.
Голос - врожденный механизм, который как природное явление совершенен. Достаточно вспомнить голос новорожденного: малыш может долго, по-разному, в том числе и очень громко «звучать» -плакать, визжать, не срывая при этом голоса благодаря природной организации работы дыхания, резонаторов и так называемых защитных механизмов (прежде всего гортани). Далее, в доречевой период, он также эффективно, выразительно и безопасно использует «сигналы доречевой коммуникации» (В.В. Емельянов) - скрип, крик, визг, писк, вой - в играх , выражая свои требования, радость, недовольство. При этом диапазон и сила голоса ребенка достаточно широки и разнообразны. К сожалению, с началом говорения происходит постепенное ограничение работы голосового аппарата - он все больше переходит на работу только в речевом регистре.
В заключении необходимо подчеркнуть, что бесспорно наиболее эффективно и полноценно детский голос развивается в процессе певческой деятельности. Во взаимодействии с музыкой ребенок не только эмоционально, духовно обогащается, музыка становится своеобразным мощным катализатором процесса развития и совершенствования его голоса. Занятия пением, в свою очередь, способствуют развитию интеллекта, мыслительной деятельности, речи, снятию всевозможных речевых дефектов, развитию фонематического слуха, укреплению здоровья детей в целом. Подобное воздействие активной вокальной деятельности на ребенка подтверждается физиологами, педиатрами, логопедами, учителями .