Здоровье и музыкальное воспитание ребенка

  ср., 24.01.2018

Чем раньше начнется музыкальное воспитание, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Задача, о которой идет речь вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам ребенка.

  На протяжении многих лет и веков знакомство человека с  музыкой обычно начиналось с колыбельной песни, которую поют матери, укачивая ребенка. Малышу доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково ему напевают. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение.

           

А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому, что положительные эмоции способствуют  здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

 Развивая и тренируя слух малыша важно оберегать его, охранять от непосильной нагрузки, которая весьма вредна для здоровья. В  целях профилактики болезненных нарушений не только слуха, но и психики ребенка нужно бережно охранять слух детей  от воздействия вредных раздражителей, резких  звуковых эффектов, несвойственных детскому возрасту. Не рекомендуется в комнате, где находится малыш, включать на полную мощность магнитофон, радио, телевизор и другую технику, даже если звучит спокойная музыка.


 

Исследования показали, что одним из первых компонентов  музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Чувство ритма имеет свои глубокие биологические корни. Как известно, большинство жизненно необходимых функций организма человека (дыхание, сердечная деятельность, ходьба) ритмичны. В зависимости от физического и психического состояния человека ритм этих функциональных отправлений изменяется.

Свойства музыки позволяют успешно использовать ее в целях развития моторно-двигательных способностей и навыков у детей. Занятия физкультурой под музыку позволяют развивать и укреплять мускулатуру и одновременно воспитывать слух и чувство ритма у малыша.

Кроме того, они обычно доставляют ребенку большое удовольствие. Пляска, танец активно помогают здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки, которая обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и, таким образом, способствует укреплению здоровья. Разучивание движений с детьми

в семье, помните, что это строится по принципу подражания взрослому. Поэтому следует учитывать возраст ребенка и подбирать соответствующие движения (притопы ногой, кружение вокруг себя, хлопки в ладошки и т.д.). 

 

Когда ребенок начинает понимать речь и сам овладевает ею, он улавливает внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период совершенствуется и развиваются речевые навыки, расширяется его активный словарный запас, улучшается дикция. Не случайно пение используют в качестве средства для исправления целого ряда речевых дефектов (заикание, невнятное произношение, проглатывание окончаний). В этом случае полезны песни замедленного ритма. В семье могут быть использованы мелодии без слов, для ликвидации картавости с повторением звуков междометия "Ту-ру-ра".

Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания.

 Эти возможности оздоровительного влияния будут иметь положительный эффект лишь в том случае если, взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности  ребенка, не перегружают его неокрепшие голосовые связки непосильной нагрузкой. Нельзя, чтобы малыш форсировал звук и срывался на крик в пении любимой песни. Нельзя разрешать детям петь на улице в холодную, сырую погоду. Это вредно для связок и может привести к простуде. Следует помнить, что у ребенка слабые, недостаточно развиты голосовые связки, их не следует утомлять продолжительным пением. Лучше чередовать пение со слушание музыки или с играми и плясками под музыку.

Дети, которые знают много песен, любят и умеют их петь проявляют стремление к песенному творчеству. Этот момент заслуживает самого бережного отношения со стороны родителей, бабушек и дедушек. К сожалению, встречаются родители, которые утверждают, что у ребенка якобы отсутствует музыкальный  слух, и не желают заниматься с ним музыкой. Это ошибочный подход, т.к. любые способности формируются путем тренировки. А причиной затрудненного и фальшивого пения могут оказаться дефекты слуха, отсутствие координации между слухом и голосом, а также какие-либо заболевания горла. В этом случае полезно обратиться к врачу.

  Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир ребенка.

Музыка способствует формированию характера, взглядов и отношения ребенка к внешнему миру.

Музыка помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребенка.

 

 Материал подготовила музыкальный руководитель

Камышникова Ирина Геннадьевна

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»