"Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка"

  вс., 22.04.2018

     Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно пред­угадать, кем они станут, но какими они должны быть — забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседнев­ной жизни.

 

     Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музици­руют на детских музыкальных инструментах, организуют театра­лизованные представления. Одним из важнейших средств раз­вития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музы­кальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

     Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор­мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогиче­ская ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.


     Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального вос­приятия, игровое действие должно помочь ребенку в интерес­ной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, коло­кольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

     Музыкально-дидактические игры должны быть просты и до­ступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

     В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответствен­ности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «кон­церт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед това­рищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, вни­мательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.


     Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соот­ветствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами при­нимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать рит­мические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной сто­роны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

     Вместе с детьми можно изготовить большое количество раз­даточного материала, чтобы увеличить число играющих в той или иной игре.   Музыкально-дидактиче­ские игры можно организовывать и дома, свободное время.

Кто в домике живет

Игровой материал: На карточке красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Внутри окон вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных и их детенышей.

Ход игры: В доме на первом этаже живут мамы, на втором –их дети. Однажды обитатели дома перепутали, кто где живет. Поможем им найти

свои комнаты. Каждому ребенка дается по карточке. Проигрывается знакомая мелодия. Ребенок с соответствующей карточкой вставляет ее в окошко напротив рисунка, изображенного на домике. Если звучит та же мелодия, но на октаву выше, то встает ребенок с карточкой котенка и

помещает ее на второй этаж. Так же – с птичкой, медведем.

 

Найди игрушку


Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка и т. д. Музыкальный центр и подборка музыкальных произведений, соответствующих названию игрушек.

Ход игры:

Взрослый предлагает прослушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не остается игрушек.

 

В лесу

Игровой материал: На планшете – лес, 2-3 дерева, пенек, приклеен кармашек с фигурками животных. Картонная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры: Взрослый говорит, что в лесу за деревом кто-то спрятался, нужно помочь отгадать кукле, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте. Исполняются знакомые музыкальные произведения.

  Материал для консультации подготовила музыкальный руководитель Камышникова Ирина Геннадьевна

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»