"Развитие интонационного слуха дошкольника в музыкальной деятельности"

  вт., 08.05.2018

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной. Многие исследования показывают, что взаимодействие различных видов искусства более эффективно в эмоциональном и общем развитии дошкольника.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция.

 

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру « понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

- совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.

 

 

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинают с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае мы используем транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала предлагают детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

 Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, используется моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее).

 Для эффективности используются музыкально-дидактические игры, пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, мы используем систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

 

 

 Рисование голосом.

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

   Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

 

 Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

 Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки - эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

 Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

 Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

 Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

 Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

 Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

  Литература

1. Битова, А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова, Ю. В. Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.

2. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2 - 6 лет) / Е. Железнова, С. Железнов: Изд-во Новый диск,2005.-38 треков.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

  

 

 

Материал подготовила

музыкальный руководитель

Тюрина Лариса Викторовна

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»