"Поговорим о музыкотерапии"

  вт., 23.10.2018

 

Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности

       Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считается атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание следует уделять воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, используется интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.

Применение наглядного материала даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше её понять. Для маленьких воспитанников характерна повышенная рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и от педагога требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который бы увлёк ребёнка. Вот почему в процессе занятий нужно чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, заниматься римтмопластикой. На музыкальных занятиях используются элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Музыкотерапия используется не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

         Например, музыка Моцарта располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») .

2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

         Дневной сон ребенка может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Ф. Шуберт «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей») .

6. Samudra Ocean «Голоса океана».

       Оздоровительно-профилактической направленность музыкального сопровождения проявляется и во время пробуждения детей после дневного сна. Она индивидуальна, и зависит от типа нервной системы ребёнка. Слушание тихой, нежной, лёгкой музыки, от 2 до 8 минут. В таком индивидуальном пробуждении заложен коррекционно-профилактический эффект.

      Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

4. Бах «Органные произведение».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».

С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому важно создать для ребенка атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малыша быть похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления

 

 

Материал подготовила музыкальный руководитель: Камышникова И.Г.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»