Красота природы во все времена волновала умы поэтов, художников, композиторов. Каждый из них создавал произведения, воспевая яркое сочное лето, разноцветную осень или нежную весну. Не осталась без внимания и белоснежная красавица зима.
Русские композиторы также воспевали зиму в своих опусах. Например, у русского композитора Петра Ильича Чайковского, есть Первая симфония «Зимние грёзы», созданная в самом начале творческого пути, и балет «Щелкунчик», которым великий музыкант заканчивал свой путь. Одним из ярких номеров в балете «Щелкунчик» является «Вальс снежных хлопьев».
С зимними зарисовками связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова, созданная к кинофильму по повести А.С. Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ему всенародную любовь.
Не менее известны и другие сочинения, посвященные смене времен года. Композитор А. Глазунов, живший в конце XIX - начале XX века, создал балет «Времена года».
Одним из ключевых произведений, посвященных зиме, русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова является опера «Снегурочка». Трагедийность сюжета раскрывается через лейтмотивы героев произведения.
Смена времен года - тема, которая испокон века притягивает внимание музыкантов. Прославленные композиторы в своих творениях воспевают истинную красоту зимы. Наряду со знаменитыми русскими композиторами, обращались к этой теме и всемирно известные зарубежные мастера Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Клод Дебюсси, Франц Шуберт.
Так, например, Йозеф Гайдн, австрийский композитор XVIII века, написал ораторию (крупное произведение для хора, солистов и оркестра) «Времена года».
В творчестве французского импрессиониста Клода Дебюсси есть Прелюдия под названием «Шаги на снегу», вокальное произведение «Зима». Своеобразие подачи нотного материала не оставляет равнодушным слушателей.
Австрийский композитор конца XVIII - начала XIX вв. Франц Шуберт также посвятил зиме цикл вокальных миниатюр с сопровождением фортепиано «Зимний путь». Критики считают этот сборник вершиной творчества композитора, в которой он раскрыл наиболее яркие возможности вокального исполнительства.
Концерт итальянского композитора, скрипача, Антонио Вивальди «Зима» является одним из самых известных сочинений классической музыки. Как известно, у четырех скрипичных концертов Вивальди из цикла «Времена года» есть литературная составляющая — сонеты, в которых композитор дал программу этого цикла; кроме того, в нотах даны авторские ремарки, поясняющие, о чем музыка.
Естественно, понимать эту программу нужно не столько буквально, сколько символически. Вот что говорится в стихах Антонио Вивальди (перевод с итальянского В. Рабея):
ЗИМА
Морозной гладью стелется дорога,
И человек иззябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи –
Пусть снег и ветер там – снаружи…
Ходить по льду опасно, но и в этом
Для юности забава; осторожно
Идут по кромке скользкой, ненадёжной;
Не удержавшись, падают с размаха
На тонкий лёд — и прочь бегут от страха.
Клубятся вихрем снежные покровы;
Как — будто вырвавшись из заточенья,
Бушуют ветры встречные, в сраженье
Друг против друга ринуться готовы.
… Тяжка зима, но радости мгновенья
Порой смягчают лик её суровый.
Во «Временах года» отражены настроения и чувства всех месяцев в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра. Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Музыкой и сонетом композитор утверждает: «дарит нам зима и свои наслажденья». Поэтому, несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах.
Может быть, всмотревшись в «зимние» полотна художников, и вслушавшись в «зимние мотивы» композиторов и поэтов, вы воодушевитесь и создадите свой маленький «зимний шедевр»? Позвольте пожелать вам удачи и вдохновения на творческом поприще!
Материал подготовила
музыкальный руководитель
Тюрина Лариса Викторовна