Эссе(Областной конкурс "Педагог-психолог года 2016)

  вт., 29.03.2016

Эссе "Я педагог-психолог"

Глубоко вдохните и выдохните. Включите приятную музыку. Мы начинаем наше погружение. Погружение через слово, через звук, через мысль, через воображение.

Мой дом, здесь моя семья, я любимый ребенок, который всегда и везде находится рядом с мамой. А моя мама рядом с бабушкой. Я наблюдаю за ними с детства. Бабушка хлопочет по дому, готовится принимать гостей. И сейчас мы тоже гости в ее доме. И нас очень много. Родственники одни за другими спешат навестить бабушку и дедушку, мать и отца большой семьи. У нее тепло, горят свечи у икон. Добрая, ласковая, с теплой улыбкой на лице, смущенная большим вниманием. Старая… совсем старая моя любимая бабушка.

Я выросла в семье, где большое внимание уделялось вере. Моя бабушка была верующим человеком, и в нас с мамой заложила любовь к Богу, а с этим любовь ко всему вокруг, к людям, природе, окружению. Помню, как бабушка с трепетом и любовью относилась к каждому растению у себя в огороде, к каждому цветку, ко всему живому, и, конечно же, к людям. А как она умела не ворчать на погоду или на события, она принимала все происходящее вокруг, с огромным терпением и силой любви.

Именно тогда, как-то совершенно по наследству, во мне родились мысли о безусловном принятии. На тот момент это происходило именно через религию. Сейчас, рассуждая, я понимаю, что искренняя вера, может зарождать и растить безусловную любовь, любовь  не только к ближним, но и к врагам, принятие и стремление помочь. Всем известны такие слова из Библии: «А я говорю вам: не отплачивайте злому человеку тем же, но если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую».

Духовные потребности всегда были основой счастья для человека. Удовлетворение потребностей души – радость для человека. Все мы знаем это ощущение, когда спокойно, хорошо на душе от доброго дела, от доброго слова. И сколько сил появляется в этот момент. Хочется творить, помогать, любить…. Просто жить. Безусловное принятие происходящего, смирение, душевное спокойствие. Ведь можно найти отклик этих слов и в такой важной науке как психология.

Сейчас я общаюсь со многими людьми, представителями разных направлений, вер, учений. Мне интересен их опыт, их восприятие мира. Таких людей объединяет любовь без условий. Одна прекрасная женщина, она учитель йоги, глубоко и духовно развитый человек, сказала: «Вы психологи, как проводники, практики…. Вы фильтр информации о вере и Боге, о его заповедях, законах. Просто люди не всегда готовы говорить напрямую. Но каждый нуждается в утешении, в помощи, в добром слове. Каждый нуждается, чтобы его выслушали и помогли найти силы для принятия, для решимости, для стойкости, для счастья, а порой просто для жизни!».

И на самом деле, хорошо, что есть такие люди, как психологи. Такая сложная миссия возложена на наши плечи. Быть фильтром, найти подход к каждому человеку, проявлять сострадание, не навредить, быть профессионалом, иметь достаточный уровень знаний, постоянно развиваться. Ведь темп жизни меняется с каждым днем, люди подстраиваются под этот бешеный ритм, испытывают стрессы. Интересно заметить, как изменился темп жизни. Недавно прочитала такие слова в книге И.Н.Андреевой «Азбука эмоционального интеллекта». Она рассказывает о том, как однажды на концерте в Полоцком государственном университете слушала музыкальное произведение «Жига, матросский танец», написанное в XVII веке. В те времена этот старинный танец считался быстрым. Медленное по современным меркам произведение воспринималось публикой с иронией – какой же он быстрый? Ведущий концерта Михаил Казиник пояснил: «Ритмы жизни за последние триста лет настолько ускорились, что музыка быстрая для современного человека, воспринимается нашим современником как достаточно медленная». Но физиологические ритмы организма не изменились. С каждым днем нагрузка на организм растет: информация, дела, ответственность, конкуренция, возможности. И в связи с возрастающей нагрузкой человек испытывает все больше стресса. Все больше трудностей он испытывает, сталкиваясь со своими негативными эмоциями, или эмоциями окружающих. и происходит череда событий, которые влияют на душевное состояние и физическое здоровье. Поэтому потребность в отреагировании эмоций, потребность в управлении своим состоянием возрастает, дабы улучшить свое физическое здоровье и соответствовать темпам жизни. Сохранить этот баланс между возрастающими нагрузками и душевным равновесием помогают такие люди как психологи.

Работая в детском саду, я понимаю как активно родители «развивают» дошкольников: учат читать, рисовать, говорить на иностранном языке. Но наблюдая за ребенком, можно понять, что важнее для него в этом возрасте безусловное внимание родителей, теплота, а не академическая премудрость. Сейчас общество делает ставки на интеллектуальное познание. Но даже древнегреческая мудрость гласит: «Если человек не усвоил науку добра, для него бесполезна любая другая наука».

В настоящее время идеал вот той безусловной любви, о которой говориться в Библии, заменяется иными идеалами – свободного развития, достижения успеха, справедливости. И приводит это к тому, что люди в большинстве не склонны прощать обидчиков и «любить врагов своих».

«Общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, нежели в том, как он думает» К.Д.Ушинский.

В семье, где не уделяется внимание ребенку, или где к нему завышенные требования, происходит неправильное развитие. Дети часто становятся агрессивными, тревожными, замкнутыми. Такой ребенок возможно и будет хорошо учиться, как от него требуют взрослые, но это может привести к заболеваниям, эмоциональным взрывам, конфликтам, к неудовлетворенности собой и окружающим миром, к трудностям установления теплых, доверительных контактов. Поэтому свое призвание я вижу в том, чтобы помочь ребенку избежать трудностей, которые возникнут вследствие неправильного отношения к себе, вследствие неблагоприятных отношений с родителями. А лучше показать родителям истинные ценности, которым следует уделять внимание сейчас в детстве, чтобы ребенок рос здоровым и успешным. Чтобы в нашем сложном мире сохранил свою человеческую сущность, лучше понимал себя и других, строил теплые доверительные отношения с окружающими. Для того, чтобы делал карьеру, добивался успеха и мог вести за собой, быть примером. Чтобы у него был дом, своя семья, и в будущем любимые дети. И чтобы родители просто были рядом всегда и везде.  

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 города Тюмени
Корпус № 1: 625062, г. Тюмень, улица Молодежная, 2-а.
тел.: 24-92-28; 24-92-86
Корпус № 2: 625008, г. Тюмень, улица Молодежная, 5
тел.: 26-41-90; 26-41-91
Корпус № 3: 625008, г. Тюмень, улица Южная 1-б
тел.: 26-42-25
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»