Ошибки семейного воспитания

Воспитание ребёнка начинается в семье. В каждой семье есть свои ценности, уклад, традиции, особенности взаимоотношений, также в каждой семье складывается определённая система воспитания. Семейное воспитание является той базой, на которой основывается формирование и развитие личностных черт ребёнка, его дальнейшего становления и развития. От условий воспитания в семье зависит поведение ребёнка. Бывает так, что родители допускают ошибки в построении взаимоотношений с собственными детьми и их воспитании.

Какие же ошибки в воспитании детей допускают родители? Рассмотрим некоторые из них.

  1. Гипоопека, когда родители уделяют внимание внешним потребностям ребёнка (еда, одежда, кров) игнорируя его внутренние потребности (потребность в родительской поддержке и ласке, любви, одобрении, интересе). Такой стиль воспитания приводит к формированию у ребёнка неуверенности в себе, замкнутости, конфликтности и агрессивности, потребности доказывать окружающим свою значимость плохим поведением.

Чтобы этого не допустить необходимо проявлять искренний интерес к жизни ребёнка, хвалить его и создавать ощущение значимости и успешности, говорить о тёплых чувствах к нему, не игнорировать вопросы или проблемы, даже если они кажутся незначимыми.

  • Гиперопека — потакание всем капризам ребёнка, стремление родителей окружить ребёнка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии опасности. Такое воспитание приводит к инфантильности и капризности ребёнка, его безответственности, манипуляциям, чтобы получить желаемое, неумению принимать отказ, неумению преодолевать трудности, концентрации на себе и своей исключительности.

Родителям необходимо уметь отказывать ребёнку, иметь разумные границы дозволенного, давать возможность делать ребёнку дела самостоятельно, определять его зону ответственности (с учётом возраста), перестать контролировать его каждый шаг.

  • Отсутствие правил и границ, приводит к тому, что ребёнок чувствует, что его желания и потребности самые важные и добивается своего невзирая на запреты. Как следствие, ребёнок не соблюдает правила в общественных местах, детском саду, не принимает отказ, на любой запрет бурно реагирует протестами и истериками. Родителям необходимо устанавливать правила и границы в семье, помогать ребёнку соблюдать их, при этом предоставить ребёнку свободу действий в рамках этих границ. Трансформировать их по мере того, как ребёнок взрослеет.
  • Непоследовательность в воспитании, отсутствие единых требований к ребёнку со стороны всех членов семьи. Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра — нельзя ни первое, ни второе. Мама запрещает что-то, папа, наоборот, разрешает это, а у бабушки вообще нет никаких запретов — можно все. В результате у ребёнка нет чётких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Последовательное поведение взрослого создаёт у ребёнка ощущение безопасности, прочности, уверенности. Если схема повторяется раз за разом, он постепенно начинает формировать свою картину мира, где норма – поведение родителей.
  • Чрезмерная строгость, требование беспрекословного подчинения и завышенные требования к ребёнку, отсутствие у ребёнка возможности отстаивать свою точку зрения приводит к замкнутости и враждебности, неумению сдерживать и контролировать агрессию, отсутствию коммуникативных навыков и социальной адаптивности, безынициативности и пассивности, тревожности.

Требования к ребёнку должны быть адекватными, соответствовать его возрасту, способностям. Родителям необходимо научится учитывать мнение ребёнка, давать ему право выбора, и поощрять его инициативу.

  • Плохой пример для подражания. Дети копируют то, что видят — эмоции, поведение, а родители являются примером для подражания. Например, родители ругают ребёнка за «плохие слова», запрещают ему их говорить, но при этом сами не редко используют в своей речи в присутствии ребёнка ненормативную лексику. У ребёнка возникает «двойной стандарт» — им можно, а мне нельзя. Так, ребёнок при удобном моменте постарается нарушить данный запрет.

Рекомендации родителям о воспитании детей

  1. Любите своего ребёнка без условий и критериев.
  2. Принимайте своего ребёнка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими, помните, что двух одинаковых детей не бывает.
  3. Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
  4. Стремитесь понять своего ребёнка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  5. Создайте условия для успехов ребёнка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Поощряйте и хвалите его.
  6. Воспитывает не слово, а личный пример, помните об этом.
  7. Будьте последовательны в воспитании, учитесь договариваться и идти на компромисс.
  8. Не опускайтесь до крика, угроз, телесных наказаний и унижений в сторону ребёнка.
  9. Старайтесь проводить больше времени вместе, создавайте семейные традиции.
  10. Помните, что ответственность за воспитание своего ребёнка несёте именно ВЫ.

Материал подготовила педагог-психолог Ягофарова А.В.

Вам также может понравиться